Сегодня решился прочитать документ под названием “Примерная программа воспитания”, на основе которой должны будут строиться новые планы по воспитательной работе в школах. Перед глазами всплывали воспоминания тех или иных мероприятий нашей школы, и в какой-то момент я поймал себя на мысли, что я словно бы читаю один из школьных документов, то есть создалось устойчивое впечатление, что это всё было собрано по материалам уже проводимой в школах воспитательной работы. Но это ведь... как бы новая программа…. Она даже “примерная”…
Но более всего в этой связи меня удивило обнаруженное позже заявление нашего знаменитого министра о том, что “реальная воспитательная работа с учениками в школах не проводится” и далее… это просто “перл” на фоне вышесказанного, Кравцов называет разработанную новую программу “систематизацией той работы, которая уже ведётся образовательными организациями”. Позвольте, так она ведётся или не ведётся? Скорее всего, всё-таки первое - иначе бы не было ощущения “déjà vu” при чтении новой программы. Уж не списало ли “под копирку” программу само министерство? Может, и так, но школе от этого легче не будет. Даже в таком переписанном виде это означает повышенное внимание чиновников к теме воспитания, которое всегда выражалось в увеличении объема отчетности, как бы не пытался нас убедить в обратном господин министр.
Что же вызвало такой интерес к воспитанию? Что было не так? Это вопрос из области опасных и очевидных. Раньше процесс воспитания чиновников устраивал, и вдруг... в тот год, когда объём разного рода вранья со стороны тех же государства вырос в разы, заговорили, прежде всего, об уважении к государственной власти и патриотизме. Это первейшие пункты во всех новых документах по воспитательной работе. Подозреваю, именно эту брешь придётся заполнять учителям.
Не открою ничего нового, если скажу, что основа воспитания – это окружающие ребёнка люди, общество. Воспитание начинает хромать, когда само общество болеет, но только господа вышестоящие снова “запрягают телегу впереди лошади”. Достаточно посмотреть на “Примерную программу воспитания”, чтобы понять, что ничего нового создавать не нужно, а достаточно делать вид, что что-то делаешь и получать за это хорошую зарплату, и даже, возможно, слыть новатором (программа-то лежит на сайте Института Стратегии Развития Образования!). Очень удобно. Теперь согласно этой логике, нужно побить автора этой заметки и других задумавшихся, обвинив в нагнетании нервозности перед и без того сложным учебным годом. Что ж, это можно сделать в комментариях ниже...