Из-за увлечения моторами водяного охлаждения, как у немцев предопределило падение интереса к двигателям воздушного охлаждения. А в СССР появился мощный мотор М-82 развивавший мощность 1650 л. с. К тому же он имел габариты меньше, чем М-88.
Одним из первых это понял конструктор Гудков, который предложил самолет Гу-82 модификацию ЛаГГ-3 с двигателем М-82А.
По слухам Гудков использовал документацию на силовую установку от ближнего бомбардировщика Су-2.
Два истребителя Гу-82 построили осенью 1941 г. построили на заводе № 301 в Химках, незадолго до эвакуации на восток страны.
Самолет показал максимальную скорость 573 км/ч, чуть меньше ЛаГГа, но с большей дальностью.
Вооружен он должен был четырьмя пулеметами по паре БС и ШКАС, на второй машине хотели поставить две 20-мм пушки ШВАК и пара БС.
Гудков даже написал Сталину, что самолет имеет скорость 580 км/ч на высоте 6400 м, поднимается на высоту 5000 за 7 - 7,5 минут. То есть он был быстрее серийного ЛаГГа на 25 км/ч, а время набора высоты на 1-1,5 минуты. Надо учитывать, что база для Гу-82 такую скорость развил с погрешностями и дефектами серийного ЛаГГа. Если более тщательно изготовлять самолеты, то скорость возможно поднять до 620 км/ч.
Гудков также писал, что моторы жидкостного охлаждения уязвимы, особенно для огня земли. А мотор с воздушным охлаждением в 9 раз живучее.
Ответ на письмо затянулся на два месяца.
Тем временем Михаил Иванович оказался между двумя сильными кланами Лавочкина и Яковлева. В итоге самолету Гудкова на дали ход, когда он приехал на 21-й завод внедрять в серию Гу-82, ЛаГГ-3 с противотанковой пушкой (Гу-37).
Лавочкин 5 декабря 1942 г. просто не пустил Гудкова на завод, не подписав пропуск.
В январе 1942 г. нарком Шахурин предложил Сталину построить небольшую серию для войсковых испытаний, на территории эвакуированных заводов. Но Гудков так и не смог без связей как у Лавочкина запустить в производство свой Гу-82.
Лавочкин позже создаст свой Ла-5 с М-82.
Спасибо за прочтение.