Рубеж XIX-XX веков - это новое архитектурное и промышленное пространство, новые ритмы и открытия.
❗Изначально Эйфелеву башню НЕ ПРИНЯЛИ.➡️ Против ее постройки выступили, например, Леконт де Лиль (поэт), Шарль Гранье (архитектор), Мопассан (новеллист), Дюма-сын (писатель).
ПОЧЕМУ? Со времен перестроек барона Омана Париж приобрел репутацию градостроительной отваги. Однако сооружение 300-метровой вертикали, к тому же ЛИШЕННОЙ РЕАЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОЛЬЗЫ и ТРАДИЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ АРХИТЕКТУРНОЙ КРАСОТЫ, башни, претендующей в корне изменить облик столицы, взяв на себя функцию ее зрительной доминанты, привело всех в смятение. Это казалось too much.
Эйфелеву башню построили к Всемирной выставке 1890 года КАК ВРЕМЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ, призванное продемонстрировать достижения архитектурной мысли и новейших инженерных возможностей.
⬇️
В итоге башня стала СИМВОЛОМ НОВЕЙШЕЙ АРХИТЕКТУРЫ.
🔹Открытость и логика конструкции
🔹Ощущение абсолютной функциональности
🔹Тонкая "машинная" орнаментика
И, наконец, ЕДИНСТВО СТИЛЯ, ощутимое всюду (от размаха устоев до лифтовых механизмов и заклепок).
Эйфелева башня - это парадоксальный синтез стилистики ар нуво и совершенного математического расчета.
❗Башня изменила эстетическое, эмоциональное и художественное пространство Парижа. Даже сам процесс ее возведение был чем-то вроде художественной акции, как сказали бы сегодня.
ДЕРЖИМ В ГОЛОВЕ - это время, когда искусство стремительно меняется и подобного рода открытия, как взгляд на Париж (а именно Париж и был художественным центром) с высоты 300 метров (человек перемещался в совершенно другой мир!), воздействовали колоссально.
УДИВИТЕЛЬНО, НО железные дороги и вокзалы были опоэтизированы, например, Эдуардом Мане, а Эйфелева башня вошла в живопись ТОЛЬКО КОГДА ИСКУССТВО ПОДХОДИЛО К АБСТРАКЦИИ (в XIX веке Сера первый написал ее "портрет" / изобразил башню и Писсарро, но лишь как часть дальнего фона). В литературе ее воспевали Аполлинер и Кокто.
Скриншоты stories из моего блога в инстаграмм