В XVIII-XIX веках уральский уклад жизни, нравы, обычаи и моду всего региона определяли старообрядцы, бывшие основой горнозаводского населения Урала. Их потомки до сих пор носят традиционную одежду, но не постоянно, а для богослужений. В повседневности современные староверы давно перешли на пиджаки, джинсовки и олимпийки, но для моления (даже если это происходит дома) они облачаются в кафтаны, сарафаны, платки, рубахи, подпоясываются ткаными поясами.
Дореволюционному внешнему виду и образу жизни уральских старообрядцев посвящён проект «Право веры». Его авторы — фотограф из Екатеринбурга Фёдор Телков и Вячеслав Печняк, этнолог, старовер, исследователь традиционной уральской одежды и собиратель уральской старины. В его коллекции хранятся подлинники и реконструкции предметов старообрядческого гардероба, книг, икон, часть из которых вы можете увидеть ниже.
В наши дни главной составляющей молитвенной одежды мужчин является кафтан (аналог современного пальто). Его делают до «глезна», то есть до щиколотки или чуть выше, а цвет всегда однотонный: чёрный, синий, серый, коричневый и их оттенки. На фото ниже — реконструкция мужского праздничного комплекса заводчанина конца XIX — начала XX веков: слева туникообразная холщовая рубаха, пояс, порты, сапоги и картуз; справа суконный кафтан, халатообразный азям из верблюжьей шерсти, трость и шляпа.
В прошлом вместо брюк носили порты — штаны свободного покроя. К концу 19 века в моду вошла ткань с узором на манер восточного — икатная, абровая, киковая или кижовая. У зажиточных уральских заводчан праздничной и повседневной обувью были сапоги, в которые часто закладывали вышитые платки-ширинки. Сегодня мужчины всё ещё носят рубаху-косоворотку, пояс и кафтан, но порты и сапоги уступили место брюкам и туфлям. При этом некоторые современные вещи они носят на свой манер. Например, многие принципиально надевают сорочки навыпуск, не заправляя в штаны.
Мужчины-староверы стараются не появляться на улице с непокрытой головой. Раньше надевали высокие, как цилиндр, шляпы, колпаки, катаные и валяные шапки, картузы (фуражки), еломки (разновидность шитого колпака), и по головному убору можно было угадать, откуда человек. Например, жители невьянских заводов в середине XIX века по будням носили поярковые шляпы (поярок — шерсть ягнёнка от первой стрижки), в праздники — пуховые шляпы или суконные картузы и фуражки, а зимой надевали тёплые шапки, опушённые мехом. На фото слева мужчина позирует в картузе, справа — в валяной шляпе.
Старообрядческие соборы Урала регламентировали одежду и даже её крой: Тюменский собор 1840 года запрещал носить картузы и фуражки, вошедшие в моду в конце XIX века. Но уже в начале следующего столетия картуз покорил и старообрядческие головы, а в 1920–30-е годы староверы перешли на доступные фетровые шляпы. В XX веке массовое производство вытеснило кустарное, и всё разнообразие головных уборов свелось к кепкам и шляпам, поэтому сегодня многие староверы покупают себе картузы у мастеров народной одежды.
Каждый старовер носил как минимум два пояса: тельный пояс-ниточку, который надевали при крещении и по мере истлевания заменяли, и пояс, которым подпоясывали рубаху или сарафан. Пояса были самые разные: широкие, длинные, со словесами в три-четыре пальца шириной, с большими кистями, с ткаными узорами, и цена некоторых могла доходить до половины стоимости всего комплекса. Теперь же поясом может быть любая тесёмочка или верёвочка, которой подпоясана мужская сорочка или женская блузка.
На узорах поясов часто можно увидеть свастику, которая попала к староверам от местных коми — те переняли этот орнамент от угров в Средневековье, а угры, в свою очередь, от индоиранцев в эпоху бронзы. Например, на фото ниже, слева, изображён пояс со свастичным узором из частной коллекции. Справа от него — моленный комплекс староверов Верхокамья поморского и федосеевского согласий: рубаха-«рукава» из тёмного хлопка и чёрный сатиновый сарафан дубас, обшитый по краю красной тканью — отличительной чертой моленного сарафана.
Женская одежда была более разнообразна. Рубахи называли «рукава», которые были двух видов: прямой и рукав-«окорок» — объёмный у основания и сужающийся к кисти. Поверх рубах надевали минимум три нижних юбки и одну верхнюю, поверх юбок надевали сарафан, ношение которого — особый отличительный знак вероисповедания хозяйки. Самый распространённый тип сарафана — косоклинный, он имеет на спине цельнокроенную деталь «лягушку», от которой расходятся лямки. Его шили из парчи, которую в СССР заменяли на более доступные тонкую шерсть и жаккард. Современные староверки в качестве моленной одежды шьют именно такие сарафаны «под парчу» из портьерных тканей.
Замужние женщины надевали на праздничные гулянья кокошник. К нему в качестве украшения или шали прикрепляли канаватную (вид узорчатого шёлка) фату, которая почти полностью покрывала хозяйку и вместе с сарафаном «в пол» создавала плывущий эффект. Кокошник украшали галуном, жемчугом, камнями или ювелирным стеклом, а тыльную часть чаще всего делали из бархата, иногда с золотной вышивкой. Из-за своей стоимости эти уборы служили своеобразным золотым фондом семьи: в случае финансовых проблем семья продавала кокошник, а когда дела поправлялись — покупала новый.
Кокошники вышли из обихода около ста лет назад — их вытеснили шали и кружевные файшонки (вид косынки). Но у староверок до сих пор есть разница между девичьим и женским головным убором. Замужние женщины носят чин: вокруг головы укладывают две косы, сверху надевают сначала волосник, потом повойник, а поверх него ещё и платок.
Незамужние девушки носили на голове повязку с открытой теменной частью, позатыльником и выпускавшейся косой. Высокие повязки на стороне лба украшены жемчугом, а сзади — парчовым позатыльником, к убору прикалывали банты из шёлковых лент. Косу староверки до сих пор доплетают до конца при помощи ленты-косоплётки и заканчивают косником (украшением для конца косы), потому что недоплетённая коса — признак сиротства.
К концу XIX века под воздействием модерна в силуэт косоклинного сарафана вошёл шлейф. Поверх сарафана могли надевать высокие фартуки-запоны из шёлка и атласа.
Старообрядческие соборы Урала с XVIII века регламентировали моленную одежду для женщин: чёрные косоклинные сарафаны и платки, надетые в роспуск на кромку или на уголок, заколотые под подбородком на булавку. В XIX веке суровые требования к ношению чёрных платков на повседневную службу предъявляли уже только к замужним, а девицам можно было надевать павлеки — повязки и разных цветов шали, которые скрывали бы фигуру девушки со спины.
На фото ниже — лестовка-чётки и подрушник из частной коллекции. Подрушник — подушечка, на которую ставят руки, когда делают земной поклон. Лестовка — старообрядческие чётки на 109 ступеней для молитвы. Каждый старовер одну такую держит дома, а другую, дорожную, носит с собой. Для торжественных служб лестовки делали из белой кожи, с рисунками, вышивкой или дорогой тканью на лапостках — в виде треугольничков снизу.
Уральские староверы остаются приверженцами рукописной традиции. Современные чтецы и певцы до сих пор сами копируют и составляют тексты, правда, не пером, а шариковой ручкой. На фото ниже — рукописная уральская псалтырь конца 19 века из частной коллекции.
Передача икон связывает для староверов времена и поколения: в домах многих семей легко можно встретить уральские иконы XVIII–XIX веков. Часть уже обветшала и потемнела, и для них изготавливают киот — специальный ящичек со стеклом, который предохраняет реликвию от перепадов влажности или случайно упавшей свечи. На фото — ставротека начала XIX века в киоте из частной коллекции.
Автор фотографий: Фёдор Телков
Автор текста: Вячеслав Печняк