В начале прошлой недели, 3 августа, в Туве начался 2 этап снятия ограничений, введённых для того, чтобы предотвратить распространение ковид-19. И буквально к обеду понедельника соцсети и мессенджеры захлестнула волна народного возмущения: «В поликлиники города невозможно войти, как попасть на прием? Как я должен проходить медкомиссию?!» - писали люди, и выкладывали фотографии, где толпы страждущих подпирали двери медицинских учреждений.
Почему так произошло? Врачи не были готовы к приему пациентов? Или жители города не были готовы к новым условиям работы поликлиник? Давайте разбираться вместе с теми, кто должен был эту работу организовать.
Между двух огней
Да, перед руководством поликлиник стояла нелегкая задача: с одной стороны, надо было приступать к работе в штатном режиме, с другой соблюсти при этом все указания и методические рекомендации, чтобы не допустить распространения вируса в своих стенах, и не стать новым очагом заболевания. ««Конечно, мы готовились», - говорит Шолбан Артёмович Кужугет, и.о. заместителя главного врача по амбулаторно-поликлинической работе консультативно - диагностической поликлиники г. Кызыла, - прежде всего, разделили потоки людей: главный вход только для пациентов по записи, с больничными листами, для сдачи анализов и получения результатов. На медосмотры и в кассу — со стороны филармонии. Экстренные больные и травмпункт — с торца здания. Для людей с хроническими заболеваниями и лиц старше 65 лет с 24 июля прием врачей ведется на дому». Кроме того, к больным выезжает «неотложка» (её можно вызвать по телефону: 2-18-63), сейчас работает 1 машина, но в запасе есть ещё авто.
Еще один нюанс, на сегодня не все специалисты принимают: одни работают в красной зоне, другие находятся в обсервации на карантине, третьи — на больничном (врачи тоже люди, и они тоже болеют).
Русский авось и тувинский хаман
«Казалось бы, мы предусмотрели всё: решили впускать по 10 человек, из расчета 15 минут на приём одного пациента, расчертили красными линиями разметку для социального дистанцирования и развешали предупреждения о её соблюдении, при входе антисептики для обработки рук. Не предусмотрели главное — человеческий фактор. Врачи были готовы к работе, но не были готовы... к безответственности пациентов», - с сожалением признался врач.
Конечно, большая часть желающих попасть в поликлинику и не думала записываться: люди, по старой привычке, хотели взять талон в регистратуре и поэтому штурмовали закрытую дверь, переругиваясь друг с другом. Тех, кто все-таки записался заранее, «живая» очередь просто не подпустила ко входу. Внутри поликлиники и снаружи никто не соблюдал дистанцию, многие были без масок.
«Мы понимаем, что за время самоизоляции накопились не пройдённые медосмотры, хронические больные нуждались в рецептах, осмотрах, студентам и шоферам надо было пройти комиссию, но всё-таки люди нас тоже должны понять и побеспокоиться, прежде всего, о своём здоровье. Ведь если в коридорах поликлиники соберутся сотни людей, как это было раньше, то риск заразиться вирусом увеличивается в разы, - возмущается Шолбан Артёмович. - Людям надо менять своё отношение к жизни, своё поведение. Практически любое заболевание — результат безответственного отношения человека к своему здоровью. Народ потерял инстинкт самосохранения», - считает врач, - надеется на «русский авось и тувинский хаман», каждый думает, что болезнь его обойдёт. Будет ли вторая, третья волна пандемии, зависит от сознательности народа.
И ещё одна проблема. Во время самоизоляции, да и сейчас тоже, медики ходят по замкнутому кругу: из-за обилия пациентов не успевают всех принять, люди, в свою очередь, жалуются на медиков во все инстанции. После врачи тратят свое время, строча объяснительные на поступившие жалобы, вместо того чтобы принимать больных.
Чтобы избежать мордобоя
«Согласно Методическим рекомендациям при переходе на обычный режим работы, чтобы предотвратить распространения вируса, - начал свой рассказ о работе ГБУЗ РТ «Городская поликлиника» Кызыла, что находится в восточной части города, и.о. заместителя главного врача по лечебной работе Шолбан Викторович Чооду, - мы ...» И дальше примерно то же самое, что и в первой поликлинике. Да, есть три входа: на центральном, где основной поток пациентов, стол с компьютером, чтобы каждого быстро направить в нужный кабинет, с торца здания — флюорография, со двора — вход для сотрудников, везде фильтр с термометрией и антисептиком. Да, 60+ - на дому. Да, можно записаться к любому врачу по телефону call-центра: 3-73-73, сейчас звонки принимают 4 оператора, и через Госуслуги тоже можно записаться. Да, коридоры расчерчены красным для социальной дистанции, а зона дезинфекции рук — на каждом этаже. И, да, подавляющая часть граждан и не подумали записаться загодя.
«В понедельник люди же не хотели ждать, соблюдать дистанцию!» -восклицает врач. «Они кричали, толкались, прорываясь к входу. Одна бабушка даже пыталась разбить двери своим костылем, а мужчина ударил медсестру, которая призывала всех к порядку! Мы их уговаривали как малых детей, предлагали успокоиться, соблюдать очередь, но все было бесполезно. И тогда было принято решение всех впустить, чтобы люди не побили друг друга и персонал поликлиники». Однако, по словам Шолбана Викторовича, в коридорах, подготовленных для приёма в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, эти самые требования никто не соблюдал и сейчас не соблюдает, словно протестуя.
Дежурный врач
Хорошо, врачей сегодня хватает: помогли нынешние выпускники медвузов, приехавшие в самый пик пандемии и взявшие на себя приличную долю работы. Раньше к узким специалистам записывали 1 раз в неделю — по четвергам, сейчас — ежедневно. Правда, миновать терапевта не получится: такой порядок. Кроме того, для тех, кто не смог попасть к своему участковому, работает дежурный врач Тамара Макаровна Ноокай К ней можно обратиться в рабочие дни, с 8 утра до 17.00 по телефону: 8-9233828673, чтобы закрыть больничный, взять справку, постановление, узнать результат анализов, передать их участковому терапевту, просто проконсультироваться. Можно позвонить, написать сообщение, даже видео-консультация возможна.
Бардак, да и только!
В тот самый понедельник, когда страсти возле поликлиник действительно кипели, в нашу газету позвонила разгневанная бабушка, внучка которой не смогла пройти медкомиссию с ребенком в детский сад в. Читательница жаловалась, что в Республиканской детской больнице полные коридоры людей без масок, больные вперемежку со здоровыми - с теми, кто проходит узких специалистов. «Неужели нельзя узких специалистов посадить в другое место, например, в Центр здоровья на улице Комсомольской?» - возмущалась она. Действительно безобразия, идем в республиканскую детскую больницу за ответами читательницы к Алле Алексеевне Куулар, заместителю главного врача.
Выходим во 2-й этап постепенно
Выяснилось, что второй этап выхода из ограничений поликлиника начала постепенно: сначала срочная вакцинация по графику, прививки. На профилактические приемы — строго по приглашению участкового педиатра. Понедельник, вторник и пятница: прием неорганизованных детей — только для тех, кто впервые поступает в детские сады, сузы, вузы. Среда и четверг — дети до года, причем пока принимают только тех, кому 1 месяц и 1 год. Те, кто раньше ходил в садик или школу, медосмотр не проходят. В поликлинике три входа: к участковым, на узи, к узким специалистам, прием которых только по направлению педиатра. На каждом входе измеряют температуру и обрабатывают руки антисептиком.
«Продлили прием анализов до 12.00. Районных пациентов пока не обслуживаем, чтобы исключить риск заражения. Хронических больных обслуживаем на дому. Ковидных больных обслуживает специальная бригада, которая работает и с больными, и с контактными детьми, НО — на дому, поликлинику такие дети не посещают.
Каждый участковый педиатр ведет группу в вайбере, где можно записаться на прием, получить консультацию, - рассказала Алла Алексеевна, - есть специальный пресс-центр, который отслеживает обращения граждан в соцсетях: Вконтакте, Фейсбуке, Инстаграмме. На прием можно записаться по телефону call-центра: 6-14-24».
Узкие специалисты
По словам Аллы Алексеевны, специалисты есть почти все, нет только ортопеда, работают в две смены: с 8.00 утра и до 18.00. «Но все почему-то приходят с утра, - негодует зам. главного врача, - поэтому в утренние часы у нас тесно и шумно, родители спорят, ругаются, никто никого не пропускает, даже до драк иногда доходит! А вот после обеда тишина!
К узким специалистам мы не записываем, так как это бесполезно, ведь прием проходит очень быстро. За день успевают пройти 50-60 человек. Поэтому рассчитать время приема невозможно. Вот и стараются все прийти пораньше, занять очередь, отсюда — полные коридоры». В четверг, после 16.00, почти никого не было, только несколько мамочек с младенцами на руках.
Кто же все-таки виноват в столпотворении
Однозначно ответить на этот вопрос, наверно, нельзя. С одной стороны, руководство медицинских учреждений действительно постаралось организовать работу так, чтобы пациенты смогли посетить нужного врача и не заразиться опасным вирусом. Но, видимо, все-таки не предусмотрели особенности поведения горожан: когда нашему человеку что-то нужно, он желает получить это здесь и сейчас безо всякого ожидания и наплевать на ограничения и правила. И если он не получает этого, то виноваты все вокруг. В данном случае — врачи. Может быть, нужно было подготовить людей к новому графику работы поликлиники, и информировать о том, как будет работать медицинское учреждение, не только на его дверях, но и в других источниках, например, в газетах, соцсетях, по телевидению. Тогда, может, люди были бы готовы к закрытым дверям, заранее позаботились о записи, не было бы возмущения и негатива.
С другой стороны, можно понять и гнев горожан: поликлиники не работали почти 4 месяца, водителям, абитуриентам, поварам надо проходить медкомиссию, пожилым — рассказать о своих болячках своему доктору, заболевшим — получить назначение. А тут — закрытые двери и пускают по 10 человек!
Уважаемые пациенты, читатели нашей газеты, а может, вы тоже в чем-то неправы? Возможно иногда стоит оглянуться на соседа, стоящего с вами в одной очереди, и попытаться понять его — ему тоже надо к врачу? Может, представить себя на месте руководителя поликлиники и понять, что принятые меры направлены на сохранение вашего здоровья? Может, перестать по каждому несущественному поводу жаловаться, ведь жалобы отвлекают доктора от работы? Может, взять ответственность за свое здоровье на себя, перестать надеяться на авось и хаман и не винить врачей в своих болячках, нажитых неправильным образом жизни и отношением к своему здоровью?
Л. Хуснутдинова