Найти тему
ПиПси

Неусидчивость и СДВГ: как ситуация выбора в играх формирует у детей самоконтроль

Оглавление

Причиной неусидчивости ребенка может быть:

  • Гиперактивность – медицинский диагноз (синдром дефицита внимания и гиперактивности/СДВГ/F90.0 по классификации МКБ-10).
  • Гиперподвижность – психологическая особенность поведения здорового ребенка (нередко является результатом отсутствия дисциплины, педагогической запущенности и т.д.).

Отличия СДВГ от гиперподвижности: специфика

В первом случае, как правило, причиной является недоразвитие определенных зон головного мозга, которые отвечают за нормальную организацию работы сенсорных сигналов. Проще говоря – за реакции ребенка в ответ на разные раздражители как внешние, так и внутренние.
То есть при СДВГ происходит некорректная, неправильная работа этой системы, что, соответственно, отражается на поведении малышей.
Поэтому гиперактивным детям сложно самим контролировать свое поведение: например, вовремя останавливаться в шумных играх, концентрироваться на чем-либо, или наоборот, переключаться с одного объекта на другой тогда, когда это нужно.

Также причиной СДВГ может быть нарушение мышечного тонуса, когда малыш не ощущает свое тело в полной мере, не осознает границ своей двигательной активности и не контролирует в должной степени движения из-за пониженного напряжения мышц (гипотонус) или повышенного (гипертонуса).


Во втором случае, когда речь идет о гиперподвижности без медицинской подоплеки, то здесь причины могут быть совершенно разные: элементарная усталость, переутомление, стресс, тревога и даже скука (или сочетание нескольких причин сразу).

Например, ребенок, прожив очень насыщенный по эмоциям день, к вечеру может перестать контролировать свое поведение, капризничать, кричать и бегать, плакать, не слушаться, игнорировать.
Дело в том, что сенсорная система малыша долгое время принимала и анализировала новые, яркие раздражители, реагировала на них, что в итоге спровоцировало сенсорное истощение и потерю самоконтроля.

Чем родители самостоятельно могут помочь ребенку

Если СДВГ требует обязательной комплексной работы разного рода специалистов и семьи, коррекции и медикаментозного лечения, то гиперподвижность и отсутствие самоконтроля – должного внимания к проблеме, психологической поддержки и продуманной организации повседневной деятельности малыша с учетом его особенностей.

Совместная коррекционная работа с родителями крайне важна.

В рамках комплексной помощи как при СДВГ, так и при гиперподвижности, помимо основной коррекционной работы ребенка со специалистом, необходимо выполнение занятий и дома.

И главный аспект, который должен быть в основе любого из таких упражнений/игр, это – создание ситуации выбора.


Почему необходимость делать выбор полезна для коррекции самоконтроля

Недостаточная концентрация внимания, которую еще называют рассеянностью или «порхающим» вниманием, мешает ребенку сосредоточиться на чем-то конкретном в процессе игр или учебы.

Данная проблема – одно из главных препятствий на пути к самоконтролю.

Отсутствие концентрации внимания не позволяет ребенку хорошо усваивать новый материал и
знакомиться с окружающей действительностью, равномерно расходуя свои ресурсы.

-2

Без четкого обозначения выбора в рамках коррекционных, развивающих занятий внимание малышей с СДВГ (или со склонностью к гиперподвижности) при одновременном воздействии большого количества раздражителей, будто, «расщепляется».

Как правильно создавать ситуацию выбора (на примере работы с простыми разноцветными кубиками)

Допустим, при игре в кубики с ребенком (на столе лежит куча кубиков разных цветов) вы просите назвать его самые любимые.
Это ситуация выбора.

Нельзя просить ребенка самому выбрать любые кубики из кучи, лежащей на столе, если вы хотите, чтобы игра принесла пользу и была эффективной для коррекции нежелательного поведения.

С такой ситуацией малыш может не справиться; у него «разбегутся глазки» (много кубиков – много раздражителей), ребенок потеряет контроль над собой, и вместо выбора любимых кубиков, он начнет кидаться ими или попробует что-то построить из них. Потому что, чем менее конкретно сформулирована вами просьба о выборе, чем больше вы даете свободы выбора в рамках игры, тем малышу будет сложнее «сфокусировать» свое внимание на поставленной задаче.

Можно взять из кучи в свои руки только 2 кубика и показать их малышу со словами: «Какой из этих двух кубиков тебе нравится больше?».
Таким образом, вы конкретизируете задачу для ребенка, облегчая ему процедуру выбора – вы учите его сосредотачиваться на конкретике, помогаете контролировать действия.

При попытке отвлечься или переключиться на другие кубики (не из ваших рук, а на те, что из общей кучи на столе), необходимо настойчиво, но мягко вернуть малыша к выбору, который предлагаете ему вы.

И так нужно делать столько раз, сколько потребуется для правильного выполнения поставленной вами задачи.

Сначала ребенок может встретить такие «строгие» правила игры истерикой.
Не нужно этого пугаться, к этому просто нужно быть готовым.

Негативная реакция происходит обычно из-за того, что малышу непривычен, неудобен или непонятен ход игры. Ребенок в такой ситуации впервые сталкивается с новым уровнем усердия, старания, требуемым от него взрослым (вами).

Особенно непросто бывает детишкам с диагнозом СДВГ, когда происходит преодоление устоявшихся паттернов поведения, в основе которых лежит нарушенная «органика», а не просто чьи-то педагогические ошибки.
Поэтому не стоит ругать ребенка за подобное негативное реагирование. Напротив, успокойте его; не теряйте свой контроль, сдержитесь, покажите малышу свой позитивный настрой на продолжение игры, проявите дружелюбие и поддержку вместо раздражения и недовольства его поведением.
В ваших же интересах, как можно быстрее, придти к эффективному сотрудничеству в игре.

Чтобы сократить риск проявления негатива со стороны ребенка, на первых этапах коррекционной работы лучше даже не выкладывать все имеющиеся кубики, одной кучей.

И вам и малышу будет намного проще заниматься, если вы сразу будете давать на выбор конкретное количество предметов.

В поле зрения ребенка не должны попадать случайные предметы, лишние вещи, если они не задействованы в игре.
То есть яркие игрушки, фломастеры, крупные по размеру, отвлекающие предметы стоит убрать, пока вы занимаетесь.

Четкость, структурность, умеренная настойчивость будут более эффективны, чем податливость, лояльность, спонтанность и уступки.

Позднее, когда малыш научится справляться с простой поставленной задачей, можно постепенно усложнять игру, переходить к более сложному уровню – вводить новые предметы, давать выбирать из большего числа предметов; перемешивать, группировать и т.д.

Не переживайте

Даже если в начале совместных упражнений с ребенком будут возникать определенные сложности, в будущем ваша совместная работа обязательно принесет свои плоды, и результат от хорошо проработанных упражнений проявится в полной мере.

Но важно соблюдать регулярность, систематичность, последовательность, чередование занятий и отдыха, а также важно учитывать индивидуальные особенности малыша при выполнении упражнений.

Чтобы не тратить силы и нервы впустую, не срываться, не сомневаться в правильности своих действий и тактики в целом, полезным будет проконсультироваться с психологом.

-3

Специалист сориентирует вас на самом важном в домашней коррекционной работе и поможет выбрать те занятия, которые будут наиболее эффективны в конкретной ситуации, без риска навредить ребенку и «сорвать» свою родительскую психику.

Да, помощь психолога нужна и вам – родителю, потому что именно от вашего состояния, настроя зависит во многом и результат, и то, как скоро и с какой затратой сил вы к нему придете.

Психолог поможет обрести уверенность в своих силах и выстроить работу так, чтобы все участники процесса чувствовали максимальный комфорт на пути к заветной цели.

Всегда легче – когда вместе.