Спутниковая связь является важным элементом мировой отрасли телекоммуникаций. Прогнозы и опасения, связанные с тем, что наземные или сотовые сети вытеснят спутниковые услуги с рынка не имеют основания: только спутниковые технологии способны предложить доставку контента и 100% доступность широкополосных сервисов в любой точке мира – на земле/на воде/в воздухе, полностью удовлетворяя потребности пользователей сегментов фиксированной связи и связи в движении.
Спутниковая отрасль продолжает развиваться, и все дальше уходит от формата broadcast к формату передачи данных. Появляются новые типы спутников с использованием инновационных платформ, которые в отличии от классических имеют возможность полной реконфигурации полезной нагрузки, позволяющей операторам перемещать лучи и менять тип обслуживания в зависимости от потребностей рынка. Такие аппараты в настоящее время разрабатывают и выпускают:
- Thales Alenia Spaces - линейка космических аппаратов серии Space Inspire,
- Maxar Technologies – серия аппаратов SSL-500,
- Boeing – спутники на цифровой платформе 702X.
Малые геостационарные цифровые спутники благодаря своим возможностям не менее эффективны, чем классические аппараты тяжелого класса, но при этом требуют меньших инвестиций. К примеру, если восемь лет назад КА компании Planet оснащались памятью в объеме 16 Гбайт, то теперь объем бортовой системы хранения составляют уже 2 Тбайт. А с учетом того, что одним пуском на орбиту можно вывести до трех таких спутников, то операторы экономят еще и на стоимости запусков.
Казалось бы, совсем недавно появились спутники с высокой пропускной способностью (HTS), а на смену им уже приходят космические аппараты с ОЧЕНЬ высокой пропускной способностью (VHTS). В настоящий момент Boeing строит для оператора ViaSat Inc. три ИСЗ серии Viasat-3 с полезной нагрузкой более 1Тбит/с.
Исследование американской компании TelAstra показало, что более 31% телекоммуникационных спутников на геостационарной орбите выработало свой срок активного существования. Несмотря на это аппараты продолжают функционировать. Аналитики выяснили, что по сравнению с 2009 годом доля таких спутников увеличилась вдвое. Спутники, выработавшие свой срок, продолжают успешно функционировать благодаря двум факторам:
- электрические двигательные установки за счет меньшего потребления топлива позволяют обеспечить больший срок нахождения аппарата на целевой орбите,
- выход из строя солнечных батарей уже не является поводом для отказа от эксплуатации спутника, оператор лишь отключает часть полезной нагрузки, а некоторых случаях, для восполнения пропускной способности переводит несколько старых спутников в один орбитальный слот.
В целом аналитики отмечают, что сроки активного существования геостационарных спутников могут в перспективе достичь значения в 30 лет, что приведет к тому, что все больше компаний-производителей будут решать вопросы создания систем сервисного обслуживания спутников прямо на орбите. Это, конечно, может сказаться на сокращении спроса на строительство новых аппаратов, как и опасаются производители, но экономическая эффективность и технологические возможности новых систем все же положительно отразятся на уровне заказов, считают эксперты.
#Thales Alenia Spaces #Maxar Technologies #Boeing #TelAstra