Найти тему
Учитель в бизнесе

Экзамен по английскому отменён. Все - за, а я - против

Ты помнишь, как все начиналось. Все было впервые и вновь...

Я помню, как всё начиналось. Семь лет назад я ходила в художественную студию с одной женщиной, которая оказалась директором сельской школы. Мы разговорились, я рассказала, что по первому образованию я учитель математики, но, так как изучала английский с детства, занимаюсь ещё с детьми и постановкой чтения на английском языке. А им как раз требовался учитель английского языка.

Приехала я в школу на собеседование, где мы пытались согласовать расписание, но что-то пошло не так и три дня, которые мне предложили, не совпали с моим графиком работы в психологическом центре. Зато мой номер телефона перекочевал к директору соседней школы, которого всё устроило, и мне было гораздо удобнее добираться до нового места работы.

Так забавно было, когда ко мне в этой школе кто-то из администрации подошёл с вопросом: "А покажите мне в документе, где у Вас написано, что Вы знаете английский?!". На моё счастье в дипломе учителя математики красовалась надпись "Иностранный язык - 4". Кстати, не указано, какой. А я на тот момент испанский изучала в Институте Сервантеса. Да и знали бы они, что мой иностранный язык, за который стоит четвёрка, я вообще сдавала первый и единственный раз в институте на одном единственном уроке. Когда в сентябре на первом курсе колледжа я пришла после двух экзаменов по английскому в школе за 9 и 11 классы на первый урок изучать алфавит, меня учитель развернул и отправил в столовую чай пить. Сказала: "Придёшь на экзамен". Я так и сделала. Пришла на экзамен, получила четверку, ибо не стоит наглеть так уж сильно, и счастливая ушла дальше изучать МатАн. Так вот эта запись в дипломе мне и пригодилась.

фото из интернета
фото из интернета

Было интересно попробовать себя в новом качестве. Одно дело, когда ты сидишь с ребёнком один на один, другое дело, когда нужно организовать работу в группе. Было очень интересно эффективно организовать эту работу, да так, чтоб ещё и обоюдно, я и ученики, получали удовольствие от процесса. Спасибо моим первым одиннадцатиклассникам, которые шли на эксперименты, весело отрабатывали игры, приёмы, писали таблицы, рисовали "проекты".

Тогда кстати, самого понятия проектная деятельность ещё не было. Поэтому слово "проекты" я взяла в кавычки.

Но нововведения в образовании шли семимильными шагами, и как раз в тот год всем точно объявили, что в 2017 году все сдают экзамен по английскому. Готовьтесь.

фото из интернета
фото из интернета

И все испугались и стали готовиться. Испугалась я, так как я новичок в этом деле. Испугался директор, он ко мне подошёл тогда и сказал, что надо бы диплом получить именно "учитель английского". А я за любой кипеж, кроме голодовки. Испугалось и управление образования - стало разрабатывать курсы повышения квалификации для учителей. Испугался и мер города с депутатами и каким-то чудесным образом сразу же выделил льготные места на новых курсах по переподготовке. В этой волне я и попала в список тех, кто бесплатно будет проходить годичные курсы переподготовки в МГОУ.

И началось: ездить обязательно, всё лето интенсив, а с сентября раз в неделю присутствие на лекциях с выполнением домашнего задания. Мы, кажется, были первой группой, которую выпускал МГОУ. Замечательные педагоги много чего интересного нам дали. И впервые тогда речь зашла о проектной деятельности и о групповой работе с детьми, как об основах преподавания языка. Мы познакомились с терминами "коммуникативной компетенции", методиками Пассова Е.И., программами Кузовлева В.П. и интернет площадкой дистанционного обучения Moodle. Защищали дипломы, разрабатывали игры, сдавали ГОСы и ФГОСы. Я в восторге была от труда и заинтересованности наших педагогов, как тех кто учил, так и тех, кого учили. И вот они - мы - дипломированные специалисты - вернулись на свои рабочие места сеять разумное, доброе, вечное.

фото из интернета
фото из интернета

И пошли шевеления. Через возмущения родителей "да кто придумал эту групповую работу", через радость детей "я впервые по английскому 5 получил благодаря проекту", через непонимания директоров: "это кто придумал мячик на уроках использовать?", через ВПР от администрации "надо срочно сдать срез знаний ещё вчера"... Нам позже, в другой уже школе, даже в класс интернет провели, директриса компьютер новый выписала, и я уже вела активные переговоры о том, чтобы школа повесила в класс английского интерактивную доску или проектор...

А в прошлом году меня отправили на очередные бесплатные курсы, где педагоги со всей московской области имели возможность участвовать в очных уроках с носителями языка. Я так же побывала на лекциях-уроках в школе Китайгородской и познакомилась с её методикой. К слову сказать, обучение для учителей в этой школе стоило тогда 10-15 ТЫСЯЧ рублей за три занятия. И это бы был какой-нибудь базовый курс в три лекции. Там однодневные семинары могут около 8.000 стоить. А я посещала всё это бесплатно.

фото из интернета. Я тоже такие занятия проходила у Китайгородской
фото из интернета. Я тоже такие занятия проходила у Китайгородской

И вот 2020 год, и всё это отменяется.

При всей бредовости этой идеи: проводить экзамены по английскому языку в обязательном порядке, - та кипучая деятельность, какая развернулась в сфере образования по этому предмету, оставила массу положительных моментов и предоставила хорошие возможности всем. И учителям. И детям. И родителям.

И навряд ли что-то хорошее стоит ожидать в дальнейшем.

Не будет настолько престижна, как раньше, профессия учитель английского языка. Не будет школа уделять внимание проблемам оснащенности кабинетов английского языка. Не будет курсов повышения квалификации на английском языке. А будет как раньше: "И один учитель английского языка со всей школой справится." Деление на группы станет бессмысленностью.

Не будет финансирования. Не будет часов. Не будет зарплат. Не будет знаний.

А если дети хотят изучать, сдавать английский язык, пойдут к репетиторам. Ну хоть в этом плюс для учителя. Можно будет на репетиторстве бизнес строить.

фото из интернета
фото из интернета

Либо не шибко радуйтесь, и эта отмена ненадолго. И из-за пандемии. Либо нам стоит ждать всего того, "что не будет" теперь из-за этого.

В идеале, мне кажется, стоило грозиться вводить обязательный экзамен по английскому в ближайшие года и каждый раз сто процентов обещать, что экзамен будет, и каждый раз отодвигать этот экзамен ещё на год. Либо подготовить настолько простую базу, чтобы даже троечник удивился, как всё просто. Можно было бы, например, только темы ежегодно менять, а нормативы оставить. Рассказал 10 предложений про Ландэн-из-зэ-кэпитал-оф-ГрейтБритэн, в один год и всё - свободен. На следующий год можно задать тему Май-кантри-из-Раша. Интрига была бы в том, что тему бы узнали только на экзамене, или, чтоб в каждом регионе тема была бы своя. А для отличников оставить профиль, такой, как сейчас.

И это всё при условии, что языки и дальше будут изучаться в школах.

А то есть альтернатива. Международные и платные экзамены TOEFL, например, или IELTS. Что мешает теперь вывести предмет Английский язык за школьную программу и приравнять результаты международных экзаменов к вступительным в вузы?

Не хотели бесплатный экзамен по английскому ? Получайте - платный.

Я за кипучую интеллектуальную деятельность, я за развитие, я за качественное обучение детей. С экзаменом или без, но лишь бы эта кипучая деятельность не остывала. Хочется верить, что все эти нововведения пойдут на пользу обществу.

фото из интернета
фото из интернета