Найти тему
В школе и дома

Почему родители хотят детей-отличников и чем это плохо

Я уже писала о том, как стать отличником. И обсуждение под статьей вновь натолкнуло меня на мысль: «А зачем вообще родители хотят, чтобы годовые отметки все были пятерки?»

По сути, родитель, который этого хочет, во-первых, хочет, чтобы ребенок был талантлив одновременно во всех областях. Во-вторых, хочет, чтобы он занимался упорно даже самым нелюбимым делом, развивая себя до нужного уровня. Конечно, есть немало родителей, которые стремятся к отличным оценка любой ценой, выполняя некоторые задания вместо ребенка, лишь бы была пятерка. Такие родители мне понятны менее всего. Так какова же цель?

-2

1. Есть родители, которые живут по принципу: я смог, значит, и ты сможешь. Они неустанно напоминают детям, что учились в школе на одни пятерки, и он должен поддержать семейную традицию.

2. Есть родители, которые считают, что ребенок должен воплотить все их несбывшиеся мечты. Мне родители не помогли учиться на 5, не дали возможности научиться играть на пианино (или танцевать, или петь, или рисовать), но я такую ошибку не допущу.

3. Есть матери, для которых дети – это щит перед всем миром. Им всегда есть что предъявить мужу, подругам, свекрови и вообще всем, с кем она встречается: «Зато у меня ребенок на отлично учится!»

4. Есть родители, которые мечтают вырастить гения, поэтому развивают ребенка с пеленок. Если еще и гены соответствующие, то им это даже удается.

5. Конечно, есть родители, которые уверены, что если ребенок все будет знать на отлично, научится упорно трудиться и достигать цели, то в жизни ему будет сопутствовать успех, он сможет стать богатым, или знаменитым, или уехать за границу (у всех разные представления об успехе).

Лично я считаю самой «страшной» категорией — комбинацию из первых трех (это когда все три причины сошлись в одном человеке). Но мне кажется, что желание видеть в семье отличника в принципе порочно.

Во-первых, ребенок тут выступает каким-то безвольным существом для манипуляций. Живой куклой. Никто не интересуется его желаниями, стремлениями, не разбирается в его увлечениях, над ним совершают некий эксперимент, который не факт, что закончится хорошо.

-3

Во-вторых, по крайней мере в первых трех пунктах прослеживается погоня за оценкой, а не за знаниями. Это приводит ко многим стрессовым ситуациям. Во-первых, ребенка могут ругать за каждую недостаточно высокую оценку. Во-вторых, если ситуация повторяется, родители могут решить, что проблема не в ребенке, а в учителе, начать давить на него, а иногда и жаловаться. В-третьих, желание иметь оценку любой ценой и приводит к тому, что родители выполняют задания вместо ребенка. Главное, чтобы стояла пятерка. Но такое может развиться и у самого ребенка: хитрить, изворачиваться, списывать, обманывать, делать все, что угодно, лишь бы стояла пятерка.

Но если всего этого нет, то, может быть, это хорошо, если в ребенке развивается старание, трудолюбие, если он учится упорством достигать цели?

Может быть, хорошо. А может быть, и нет.

-4

Дело в том, что часто это вырабатывает у ребенка ложную уверенность в том, что если ты будешь делать все по правилам, то тебе будет содействовать успех. Каждый раз такой человек думает: «Чтобы достичь желаемого, мне надо разработать стратегию, и если я буду достаточно упорен и все делать правильно, то я обязательно добьюсь того, чего хочу». Но всегда ли это работает? И есть ли вообще один правильный путь? И возможно ли всегда достичь цели одним лишь упорством и старанием?

Поймите меня правильно, я нисколько не сомневаюсь, что это очень ценные качества. Вот только такие люди часто становятся незаменимыми помощниками лидера, но не самими лидерами. Для того чтобы достичь цели часто надо пробовать много разных путей, не останавливаясь на одном. Проявить воображение, рискнуть, пойти не стандартным путем. И вот на такой риск у старательного и упорного не хватает духу. Можно привести в пример подростка Ф. М. Достоевского. Он разработал безупречный план, чтобы стать миллионером: во всем себе отказывать, копить и вкладывать деньги. Думаю, если бы он последовательно воплощал этот план в жизнь, у него бы все получилось. Как он абсолютно верно провозгласил, упорство и постоянство помогут достичь любой цели. Вот только сколько ему лет было бы к тому времени, на что он бы потратил лучшие годы своей жизни – молодость. Какое у него к тому времени здоровье было бы? Стоит ли оно того?

Очень люблю Ф. М. Достоевского. Всем рекомендую. ))))
Очень люблю Ф. М. Достоевского. Всем рекомендую. ))))

А есть и еще одно качество отличника, которое еще страшнее для жизни: страх совершить ошибку, страх, что кто-то подумает, будто ты дурак.

Сколько я видела детей, которые боятся поднять руку, боятся выйти к доске, боятся дать ответ, потому что бояться сказать или сделать что-то не так. Но ведь без ошибок нет развития, нет прогресса. Ошибки – это часть неизбежная часть жизни, которая помогает понять, где твое слабое место, и укрепить его. Иногда ты выглядишь идиотом, и это тоже необходимая часть жизни, помогающая выработать стрессоустойчивость, относиться к чужому мнению о тебе спокойно. Ты так считаешь, это твое право. Это ничего не говорит обо мне. Это ничего не говорит о том, получится у меня или нет. Я все равно буду пытаться. Только так можно достичь успеха.

А сколько отличников сдались после первой же неудачи, просто сказали: «Это не мое, поэтому я не буду больше пробовать. Буду делать только то, что у меня хорошо получается». К сожалению, они так и остаются в зоне своих достижений. Не растут дальше, не добиваются большего.

-6

Значит ли это, что я против, чтобы ребенок учился на отлично? Нет, конечно. Я против, когда это становится самоцелью или достается путем насилия, пусть и не физического над ребенком. Есть дети, которым учиться легко, интересно, они все делают с удовольствием. Пусть так и будет. Я категорически против, когда ребенка ругают за оценки. Ведь, как мудро сказал один педагог, оценка — это всего лишь гирька, которая взвешивает знания. Нельзя ругать ни за двойки, ни за четверки. Надо определить, что послужило причиной и решать проблему, а не следствие.

Часто я слышу сетования родителей: «Все ошибки из-за невнимательности! Как можно быть таким невнимательным?!»

Но ведь это всего лишь говорит о том, что у ребенка не развито внимание, что ему нужна помощь.

Я в таком случае говорю родителям: «Перепрыгните двухметровый забор. Не можете? Что же это вы такие неспортивные. Как можно быть таким малоподвижным!» Но все понимают, что мои слова несправедливы. Чтобы взять такую высоту, нужны усиленные тренировки. Но ведь со вниманием точно так же! Вы не тренировали, не развивали внимание, а требуете, чтобы ребенок был внимателен. Так не бывает!

-7

Я восхищаюсь родителями, которые умеют так организовать жизнь ребенка, что усвоение знаний становится для него увлекательным процессом. Тогда жизнь у него проходит интересно, захватывающе. Он не будет вспоминать детство, как унылое время, когда приходилось по нескольку часов сидеть над тетрадями, сквозь слезы, сквозь крики родителей, помня, что остальные сейчас на улице в футбол играют.

Я восхищаюсь учителями, которые так могут организовать учебный процесс, что любая неудача ребенка не воспринимается как кошмар, а самая маленькая победа приводит в восторг, даже если это всего лишь на одну ошибку меньше, чем вчера.

Но если вам не повезло с учителями, а сами вы не можете стать такими родителями, то гораздо лучше оказывать ребенку поддержку и помочь ему учиться так, как ему по силам, чтобы не разорвать связи, чтобы когда наступил подростковый возраст, ребенок не замкнулся, не отвернулся. Чтобы когда он вырастет, не печалиться о том, что он не звонит и не навещает.

-8

Кстати, в Воскресеновке я отдыхаю с подругой, которая работает учителем биологии и ее дочерью. Дочка тоже любит биологию и с удовольствием ее изучает даже летом. Я вижу наглядно, как маме это удалось. Когда мы гуляем, она останавливается возле чего-то необычного, показывают, вместе рассматривают, исследуют.

— Знаешь, чем интересен трутовик? Когда он на живом дереве, он паразит, а когда дерево умирает, он сапрофит (тот, кто уничтожает мертвые ткани).

-9

Если встречается незнакомое растение, они вместе ищут его название и особенности, но сразу определяют семейство. А нам незнакомых много встретилось. Если кто-то что-то узнал, пишите. ))))

Вообще мы здесь встретили лису, коршуна, ящериц, змей, лягушек. Сфотографировать получилось только лягушку.

-11

Каждый день какие-то интересные встречи. Сегодня нашли гнезда береговушек.

-12

А вот, посмотрите: стая лебедей.

Я в курсе, что это гуси, просто со смехом сказала подруге: интересно, сколько человек в комментариях мне напишут: «А вы точно учитель?»
Я в курсе, что это гуси, просто со смехом сказала подруге: интересно, сколько человек в комментариях мне напишут: «А вы точно учитель?»

И конечно, шикарные виды.

Как вы считаете, надо ли побуждать ребенка к тому, чтобы он стал отличником? Почему?