Найти тему
Александр Васькин

«Пусть Хрущев привезёт нам бегемотов и слонов, мы их съедим».

О секретном подарке первому космонавту планеты Юрию Гагарину, длинных очередях в СССР, видимых их космоса, и угрозах рабочих в адрес коммунистов

Работая над книгой "Повседневная жизнь советской столицы при Хрущеве и Брежневе" нельзя было не написать о том, каким огромным событием стал прилет в Москву первого космонавта планеты - Юрия Алексеевича Гагарина. Торжественная встреча Гагарина прошла через два дня после его успешного возвращения на Землю — 14 апреля 1961 года в Москве.

Первый космонавт планеты...
Первый космонавт планеты...

В столицу он прилетел на самолете Ил-18 в сопровождении почетного эскорта из семи истребителей МиГ-17. Авиалайнер с эскортом сделал круг над Красной площадью, приземлившись затем во Внуково. Приветствовать Гагарина вышел весь город, из аэропорта он триумфально въехал в столицу по Ленинскому проспекту в открытой машине, сопровождаемой мотоциклистами. Это был грандиозный и неподдельный народный праздник, сравнимый по эмоциональному накалу с тем, что творилось на улицах 9 мая 1945 года. Люди не стеснялись своих чувств, ликовали и обнимали друг друга.

Повсюду видны были наспех смастеренные самодельные рукописные плакаты со словами «Мы — первые в космосе!», «Ура!», а также предварительно изготовленные лозунги «Слава КПСС!». Хроника сохранила смелый поступок одного москвича, прорвавшегося к «зилу» Гагарина, чтобы преподнести ему цветы. Кортеж направился на Красную площадь, где состоялся митинг и демонстрация трудящихся. В этот же день вся страна узнала о присвоении Юрию Гагарину высокого звания «Герой Советского Союза». А 9 апреля 1962 года Брежнев и Георгадзе подписали указ Верховного Совета СССР о новом ежегодном празднике — Дне космонавтики.
Для встречи Юрия Гагарина народ не нужно было сгонять - порыв людей был искренним
Для встречи Юрия Гагарина народ не нужно было сгонять - порыв людей был искренним

Однако уже в эти годы хрущевской оттепели отмечается резкое снижение уровня жизни советских людей. Уже с конца 1950-х продукты опять куда-то подевались, это поразительным образом совпало с «началом космической эры». В 1957 году запустили первый спутник земли, а вместе с ним в космическую трубу улетели и миллиарды народных денег. Так и повелось в народе — если очереди становятся длиннее, а батоны колбасы короче (много в одни руки не дают), значит, скоро что-то или кого-то запустят.

Люди в очередях болтали: «В Москве хорошо живут лишь Гагарин Юрка, да буфетчица Нюрка!»

Зато, судя по советским газетам, на полках магазинов царило изобилие. 20 сентября 1956 года в подмосковную газету «Коммунист» города Серпухова пришло письмо следующего содержания: «Тов. редактор, прошу вас ответить через газету “Коммунист”, когда все-таки вы научитесь торговать, как подобает для русского человека, то есть не стоять в очередях по два часа и более, как-то: за хлебом, сахаром и рядом других продуктов, в магазинах народу как сельдей в бочке, и нет никакого порядка. Это первое. И второе — когда вы окончите играть на нервах рабочих России. Вопрос назревает, или разгромить магазины, чтобы вас научить торговать, или делать вторую революцию, дабы освободиться от большевистского ига. За 39 лет окончательно замучили народ России, нет возможности дышать. Дайте хотя немного подышать, как было в дореволюционной России. Вот пока все (на первый раз)».

В провинции дела обстояли еще хуже...
В провинции дела обстояли еще хуже...

Проведенное расследование показало, что автором анонимного письма был рабочий Федор Абросимов, привлеченный к ответственности по статье 58-10, часть один, Уголовного кодекса РСФСР. Он объяснил свой поступок тем, придя в магазин после двух отработанных на своем заводе смен, не смог купить в магазине хлеба, а дома его ждали голодные дети.

Узнавая о бесконечных визитах Хрущева за границу, люди горько шутили: вот бы Никита Сергеевич купил там побольше слонов и бегемотов — мы бы, наконец, наелись на всю оставшуюся жизнь, а то в магазинах колбаса только из конины, которую в народе как только не называли: «его-го», «колбаса из-под дуги» и т. д. А ливерную колбасу называли «собачья радость». А некоторых городах не только говорили и писали, но и, наслушавшись хрущевских речей о разоблачении культа личности, осмелились выйти на митинги с требованием «дать мяса и молока». Так произошло в 1962 году в Новочеркасске Ростовской области. Мирное выступление людей жестоко подавили автоматными очередями, погибли много невинных граждан — женщин, детей, стариков...

Серая одежда, озабоченные лица, всю жизнь в очереди - типичные приметы советской повседневности и при Хрущеве, и Брежневе...
Серая одежда, озабоченные лица, всю жизнь в очереди - типичные приметы советской повседневности и при Хрущеве, и Брежневе...

Не хватало не только хлеба и мяса. О недостаточном уровне снабжения населения элементарной одеждой свидетельствуют любопытные документы — секретные постановления Совета министров СССР «О денежном вознаграждении т. Гагарина Ю. А. за образцовое выполнение специального задания» и о подарках первому космнавту планеты от апреля 1961 года. В соответствии с ними, Юрий Гагарин получил денежное вознаграждение в сумме 15 тысяч рублей, четырехкомнатную квартиру по месту службы, автомобиль «волга», мебель для спальни, столовой, детской, кабинета, кухни, а еще телевизор «Рубин», радиолу «Люкс», стиральную машину, холодильник, пылесос, ковровые дорожки, пианино и «экипировку» согласно приложению. «Экипировкой» назвали одежду. Видимо, там, наверху, о плачевности дел в области обеспечения народа трусами и майками знали больше, чем сам народ. Поэтому-то постановление не опубликовали в «Правде» под портретом Хрущева, а наложили строжайший гриф секретности. Еще бы, не дай бог, текст постановления выкрали бы иностранные шпионы и напечатали его в продажной западной прессе! Вот смеху-то было бы: у советских космонавтов нет элементарных предметов одежды!

Юрий Алексеевич с супругой в домашней обстановке (одежда для съемки предоставлена партией и правительством)
Юрий Алексеевич с супругой в домашней обстановке (одежда для съемки предоставлена партией и правительством)

«Экипировка», подаренная Гагарину, состояла из следующих предметов:

«Пальто демисезонное.

Пальто легкое летнее.

Плащ.

Костюмы — 2 (светлый и темный).

Обувь — 2 пары (черные и светлые).

Рубашки белые — 6 штук.

Шляпы — 2.

Носки — 6 пар.

Белье нижнее шелковое — 6 пар.

Трусы, майки — 6 пар.

Платки носовые — 12 штук.

Галстуки — 6 шт.

Перчатки — 1 пара.

Электробритва — 1.

Два комплекта военного обмундирования (парадное и повседневное).

Чемоданы — 2».

«Экипировка» для жены Гагарина включала:

«Пальто демисезонное.

Пальто летнее.

Плащ.

Платья — 3.

Черный костюм.

Шляпы — 2.

Гарнитуры — 6.

Чулки — 6 пар.

Туфли — 3 пары.

Сумки дамские — 2.

Перчатки — 2 пары.

Косынки — 2 (шерстяная и шелковая).

Блузки — 2.

Кофта шерстяная — 1».

Для детей предусматривалось следующее:

«Кровать детская.

Детская коляска.

Платья шерстяные — 4.

Пальто — 2 (зимнее и летнее).

Шапочки — 2 (зимняя и летняя).

Обувь — 4 пары.

Белье — 6 пар.

Куклы, игрушки.

Детское приданое».

Матери первого космонавта полагалось:

«Пальто летнее и зимнее.

Плащ.

Платья — 2.

Платок пуховый.

Туфли — 2 пары.

Белье — 6 пар.

Чулки — 6 пар.

Кофта шерстяная — 1».

Для отца предусматривалось:

«Пальто летнее и зимнее.

Плащ.

Фуражка.

Белье — 6 пар.

Рубашки — 6 штук.

Костюмы — 2 (темно–серый и темный).

Ботинки — 2 пары (светлые и темные).

Галстуки — 4.

Носовые платки — 6.

Носки — 6 пар».

Двум братьям и сестре Юрия Гагарина вещей не дали, а выплатили по тысяче рублей. Родители Юрия Алексеевича были до глубины души поражены заботой партии и правительства, и пригласили Хрущева в гости. Но ведь не каждому советскому человеку светила такая удача — породниться с семьей космонавта, а потому приходилось носить то, что есть. Но сегодня секретное постановление правительства читается как печальный анекдот. (По мотивам книги Александра Васькина "Повседневная жизнь советской столицы при Хрущеве и Брежневе").

Благодарю Вас за внимание, как пишут в таких случаях, не забудьте подписаться на мой канал и лайкнуть. 😊 С уважением, Александр Анатольевич Васькин - писатель, культуролог, историк Москвы и советской повседневности, автор и ведущий программ на радио "Орфей". Сайт: александр-васькин.рф, YouTube-канал: Александр Васькин, Facebook

-6