Найти тему
Наталия Гуревич

"К старости все толстеют, кроме тех, кто худеет"

Интернет-ораторы очень любят обобщающие высказывания ( "женщины, когда им за сорок, часто делают глупости"). Они высказываются о народе и за народ, демонстрируя в этом вопросе явное желание составить конкуренцию русским литературным классикам вообще и Толстому с Гоголем в частности. Народ у них персонифицирован, вроде как в русских народных сказках Иван-дурак является усредненным образом русского крестьянина, так и нынешние любители представляют себе народ за какого-нибудь одного человека. То с пьяницей сравнят, то с бабой гулящей. А то, наоборот, с работящей. И вещают, соответственно, то про бабу, то про мужика.

Оно, конечно, так проще - за одного говорить. А то как представишь себе - народ. Сто миллионов человек. Миллионов. Громада. Один, он может быть, скажем, косой или хромой, с достоинствами такими какими-то. А сто миллионов, они одновременно и косые, и хромые, и могучие, и рыжие, и вообще какие хочешь и все это вместе. Как быть, когда хочешь говорить за народ и не прослыть совсем уж дураком?

Утверждать, что вода мокрая, а жир жирный. Именно к таким формулировкам неизбежно скатываются нынешние ораторы со своими обобщениями, потому что пытаются вывести как можно более верную формулу для как можно более широкой человеческой группы.

Нет, тяга к обобщениям решительно непонятна: единственное, чему можно выучиться, рассуждая общими категориями - это говорить ни о чем.