Почему-то последнее время мне постоянно попадаются статьи о фигурном катании. Вернее, о переходах Трусовой и Косторной из группы Тутберидзе к Плющенко. И статьи эти полны негатива — в них осуждают и "неблагодарных", "бессовестных" фигуристок, и тренерский штаб Этери Георгиевны, и олимпийского чемпиона, "переманивающего" перспективных спортсменок. У меня тоже есть мнение по этому поводу, но не вижу никакого смысла озвучивать его здесь. Я не специалист, фигурным катанием никогда не занималась, поэтому моё субъективное мнение никому не интересно, никаких проблем не решит, никому ни в чем не поможет. Мнения, высказанные в упомянутых статьях, в большинстве имеют такую же ценность — нулевую, а возможно, даже со знаком минус, поскольку наполнены самоуверенностью и негативными оценочными суждениями. И для общения фанатов Дзен — не самое подходящее место, для этого есть специальные форумы и группы для общения в соцсетях. А фигуристы и тренеры разберутся и без нас, они имеют право самостоятельно принимать решения.
Фигурное катание — очень красивый вид спорта, это не только спорт, но и искусство. В нём соединились музыка и танец. И хорошие выступления фигуристов — настоящий праздник для зрителей, подлинное наслаждение. Но как и музыка, как и танец, искусство фигурного катания мимолетно, каждый номер, каждая программа живёт лишь во время исполнения. Рисунок живёт намного дольше. Поэтому катание на коньках издавна нашло отражение в живописи и других видах изобразительного искусства. Первые живописные изображения людей на коньках появились почти сразу же после того, как коньки были изобретены. Тема очень обширна. Сегодня я предлагаю полюбоваться некоторыми изображениями фигуристов и конькобежцев.
Оставим за рамками этой статьи многочисленных художников-голландцев и датчан, для которых тема коньков является родной — именно в Голландии появились первые коньки. Начнём с картины, написанной шотландским художником Генри Реберном в 1795 году.
Этой картине посвящена статья в Википедии, где очень подробно рассказано и о художнике, и о картине, и о священнике, на ней изображенном. Я не буду пересказывать статью, давайте просто полюбуемся элегантностью преподобного Роберта Уокера. Много священников-фигуристов вы знаете? Я — ни одного. В наше время священников легче увидеть не на катке, а в дорогих машинах. И такой выправкой, как у Уокера, мало кто из них сможет похвастаться.
А вот две картины французского художника Жана Беро (1849 - 1935). На каждой изображена пара девушек на коньках.
Видно, что француженки довольны таким времяпровождением.
Следующий художник, я думаю, легко узнаваем по своей характерной манере рисования.
Константин Сомов, как и все художники объединения "Мир искусства", был увлечен культурой XVIII века. На представленной картине изображен первый каток в Санкт-Петербурге, находившийся возле дворца Юсуповых. Художник ностальгирует и любуется безвозвратно ушедшим миром, вместе с тем придаёт картине оттенок легкой иронии.
На следующей иллюстрации пара, которую вы наверняка знаете.
Она подала ему руку, и они пошли рядом, прибавляя хода, и чем быстрее,
тем крепче она сжимала его руку.
— С вами я бы скорее выучилась, я почему-то уверена в вас, — сказала
она ему.
— И я уверен в себе, когда вы опираетесь на меня, — сказал он, но тот-
час же испугался того, что сказал, и покраснел.
Так описана изображенная сцена Львом Николаевичем. Конечно же, это Кити Щербацкая и Левин — герои романа Толстого "Анна Каренина". С удовольствием сейчас перечитала эту сцену. А рисунок был выполнен художником Алексеем Михайловичем Кориным для первого и единственного дореволюционного иллюстрированного издания романа. Вышло это издание в двух томах в 1914 году в издательстве И.Д. Сытина. В издании помещено много черно-белых и цветных иллюстраций в тексте и на отдельных листах. В оформлении, кроме Корина, принимали участие художники Александр Викторович Моравов и Михаил Михайлович Щеглов.
Далее работа ещё одного художника иллюстратора. На этот раз американского. Кларенс Ф. Андервуд (Clarence F. Underwood, 1871 - 1929) иллюстрировал журналы Saturday Evening Post, Ladies' World magazine и другие, а также создавал образы к литературным произведениям.
Мне очень нравится эта картина, но я не смогла найти, какое именно произведение она иллюстрирует. Вообще-то, она вполне подходит и к рассмотренной выше сцене из романа "Анна Каренина".
Из Америки переместимся в Канаду и посмотрим на картину современного художника Стюарта Шервуда ( Stewart Sherwood). Он является самоучкой и не имеет профессионального образования, но освоил разнообразные техники и очень востребован. Имеет множество наград. Создал портреты таких известных людей как Папа Римский Иоанн Павел II, Менахем Бегин, Джон Ф. Кеннеди, Анвар Садат, и Пьер Трюдо.
Лёд на картине сверкает, а молодое семейство, судя по всему, довольно.
На предыжущих картинах герои катаются на коньках на улице, на свежем воздухе. А вот на картине английского художника каток крытый, хотя написана картина почти девяносто лет назад.
Посмотрим теперь небольшую галерею, составленную из картин советских художников. В СССР катание на коньках было очень популярно, а в секциях и школах фигурного катания для желающих поступить был очень большой конкурс. Меня, например, не приняли. Напомню, обучение в спортивных секциях в Советском Союзе было бесплатным.
Тема коньков в живописи и графике необъятна. Мы посмотрели лишь небольшую часть картин. Планирую когда-нибудь снова вернуться к этой теме, а пока закончим. Посмотрим напоследок несколько открыток из разных стран. В Советском Союзе все Снегурочки, зайцы и даже слоны прекрасно катались на коньках. (Листайте открытки из галереи с помощью стрелки справа, чтобы увидеть этих выдающихся фигуристов.)