Бисямон-тэн известный также как Вайшравана – один из «Четырех Небесных Государей» - яп. ситэнно (санскр. чатур махараджа) – наиболее популярных божеств в пантеоне буддизма махаяны. Придя в буддизм из древнеиндийской мифологии, они заняли прочное место в буддийском культе. Космологический статус Четырех Небесных Государей как локапал – охранителей и защитников сторон света и стран, расположенных по этим сторонам, в буддизме претерпел минимальные изменения. Востоку соответствует Дхритараштра (Дзикоку-тэн 持國天), югу – Вирудхака (Дзо:тё:-тэн增長天 ) , западу – Вирупакша (Ко:кому-тэн 廣目天), северу – Вайшравана (Тамон-тэн 多聞天). Кроме того, в буддизме они выступают защитниками учения и буддийских святынь.
В Японии Четыре Небесных государя были известны практически с момента первого знакомства с буддизмом. В «Японских летописях» (Нихон сёки) приводится запись времен Сётоку Тайси (574—622), о его сражении с противниками буддизма под предводительством Мононобэ-но Мория, возглавлявшим просинтоистские войска. Тогда, Сётоку Тайси, сторонник буддизма, одержал победу, призвав на помощь Четырех государей. После этого, в 593 году, в их честь был возведен первый государственный храм – Ситэнно-дзи в Нанива, в том же году, Сога-но Умако заложил храм Хо:ко:дзи в Асука. Таким образом, практически с начала своего распространения в Японии, Вайшравана, как один из четырех небесных государей, имел отношение к военной сфере.
Однако расцвет популярности ситэнно наступил с утверждением системы кокубундзи, основанной императором Сёму (724-749), предполагавшую обустройство сети храмов, которая охватывала бы всю Японию. Официальным названием ее было: - Конко:мё: ситэнно: гококу-но тэра «Храмы для защиты государства четырьмя небесными государями золотого блеска». Скульптурные изображения ситэнно были установлены в каждом из храмов. Монахам было вменено в обязанности в определенные периоды времени читать сутры для защиты страны. Основными были установлены «три сутры, защищающие государство» Тинго Кокка санбун 鎮護国家三文: Нинно Хання кё: 仁王般若経 – Сутра милосердных правителей, Конко:мё: сайсё: кё: 金光明最勝王経 – Сутра золотого света, Хоккэ кё: 法華経 – Лотосовая сутра. «Сутра золотого света», переведенная на китайский язык в V веке, стала основным текстом, на который опирается статус ситэнно как защитников государства. В ней говорится, что правители, почитающие сутру, получат защиту четырех небесных государей. В других сутрах махаяны прослеживается уже выделение Вайшраваны как лидера четырех государей. В частности, наиболее известная «Лотосовая сутра», в которой он, уже от имени всех четырех государей, обещает покровительство тем, кто принимает и почитает «Лотосовую сутру». В Японии Вайшравана известен под двумя именами: Бисямон-тэн и Тамон-тэн. По существу, это одно и то же имя и различается только в иконографической сфере. Тамон 多聞 – это перевод имени Вайшравана с санскрита – много слышащий, а Бисямон – фонетическая транслитерация с китайского Píshāmén 毘沙門, что в свою очередь является калькой с того же санскритского «Вайшравана». Как правило, Тамон-тэн, почитается в составе четырех божеств, в отдельном виде получило распространение имя Бисямон-тэн.
Бисямон - единственный из четырех небесных государей вокруг которого сформировался отдельный культ. Возможно, значимую роль в этом сыграло его положение как хранителя севера. Север, по китайской традиции, был местом расположения Императорского дворца, буддийские храмы так же ориентированы с севера на юг: ворота направлены на юг, а главный зал – хондо – на севере. Таким образом, север является центром, как политической, так и духовной власти и Бисямон – хранитель севера стал охранителем самого императора и всей Японии в его лице. Со временем, популярность Бисямон-тэн как защитника распространилась на широкие массы, он стал поистине народным божеством и вошел в семерку богов счастья – сити фуку дзин, которые каждый год приплывают к берегам Японии на такарабунэ – корабле сокровищ, обещая японцем удачу и процветание на целый год.