Найти тему
Наталья Баева

Авторская школа Льва Толстого.

"Для чего народу образование", - спросил себя Лев Толстой, и сам же ответил: "Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе". А для чего "Пушкины-Ломоносовы"? Для общего подъёма русской цивилизации.

За детьми видна Яснополянская школа.
За детьми видна Яснополянская школа.

Заслышав, что барин открывает школу, многие толстовские крестьяне... испугались! Знали, что школа - это дорого, а тут - бесплатно. Зачем это барину? Уж не хочет ли он выучить их детей - да и продать? Ясно ведь, что грамотному цена выше!

И всё же в назначенный день во дворе собралась дюжина мальчишек да две девочки. Для первого знакомства их ждала экскурсия в барский дом, в гости к его сиятельству, которого велено отныне называть только Львом Николаевичем.

В.Морозов, один из этих первых учеников, вспоминает, что такого богатства дети не могли себе и вообразить! Это став взрослым он понял, что дом был просто чистым, светлым и просторным, а богатство - огромная библиотека и два концертных рояля.

-2

И вот - начались занятия. Каждый волен был приходить в школу, когда может. Обязательный для всех урок продолжался всего полчаса: две-три новых буквы, и несколько односложных слов, которые из них можно сложить. Потом - занятия по выбору. Кто хочет считать, кто - упражняться в письме, кто - рисовать, а были и те, кто готов сам повторить урок опоздавшим. А учитель в это время обходит всех: проверяет, объясняет, советует.
Единственное требование дисциплины - не мешать другим. В большой комнате для занятий допустим только рабочий шум. Кому нужна тишина - может заниматься в соседней комнате - там молчат. А хочешь шуметь - это на дворе. И лучше подождать перерыва - ведь тогда шуметь и играть выйдет сам Лев Николаевич! Вот он на рисунке ученика - сам готов рухнуть в сугроб:

-3

Через три месяца все уже читали, даже и те, кто пришёл с опозданием - узнав от приятелей, что в школе совсем не страшно. И тогда настал черёд географических карт. И книг.

Книг для начальной школы просто не было - и Толстой сам принялся за написание "Азбуки". Его рассказы в несколько строк, где ни одного лишнего слова - а между тем, как в настоящей повести, завязка-кульминация-развязка, - это маленькие шедевры, по которым училось грамоте несколько поколений. Мораль, даже морализаторство этих рассказов - ничего не портит, детям и надо вложить, буквально впечатать в сознание НОРМУ. Чтобы научились воспринимать любую ненормальность как нарушение миропорядка.

Страница с рассказом из "Азбуки" Толстого
Страница с рассказом из "Азбуки" Толстого

В этом и была суть открытия Толстого: знания следует давать только самые необходимые, и только минимальными порциями, чтобы наверняка запомнили все - и могли пересказать дома. Показать, что день провели не зря.

Необходима для крестьянских детей не только грамота, но и основы земледелия и скотоводства - и Толстой сам преподавал их десятилетним! На практике.

А вот "Закон божий" как предмет Лев Николаевич считал лишним. В школе необходимы и достаточны чёткие моральные установки, и учитель, как образец нравственности. Игры и практические занятия - только коллективные, командные, обучающие человека жить среди людей.
Но при этом обучение - только индивидуальное. По самой своей природе образование - это передача знаний из рук в руки.

А когда основа заложена - следует дать как можно более широкую возможность выбора: книги, инструменты, как столярные, так и музыкальные, краски, рукоделия... И следить, внимательно следить за склонностями детей: способности надо заметить и дать возможность развития. Всякая самостоятельность здесь поощрялась.

-5

Лев Николаевич и поселился в комнате при школе - не было смысла ходить домой только на несколько ночных часов. Тем более, что в школу потянулись и учителя - перенимать опыт!
Через четыре года Толстой вернулся к писательскому труду, подготовив целую когорту учителей: по его методике работало в Туле и окрестностях уже двадцать восемь школ!

Филипок учился уже у одного из толстовских учеников.
Филипок учился уже у одного из толстовских учеников.

А сколько сегодня?
"Нет пророка в своём отечестве", и опыт Толстого у нас долго воспринимался как исторический курьёз: как же можно без уроков, перемен, домашних заданий, дисциплины? И вообще ребёнок глуп, и не может знать, какой предмет ему нужен, а какой - нет. Значит, надо давать всё подряд - и сверхдозами. Есть люди, которые могут усвоить всё, что дают, но увы, их немного. А здоровый выпускник нашей школы - диковинка.

А некоторые страны (Финляндия, например) пошли по пути Толстого - минимум обязательности, максимум самостоятельности. Не факт, что дети там знают больше, но они покидают школу, сохранив здоровье и не приобретая отвращения к дальнейшему получению знаний.