Найти в Дзене
Компания CORE.XP

Возвращение к "нормальной жизни"

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

  • 63% из опрошенных CBRE москвичей планируют сократить свои расходы в течение 12 месяцев;
  • 57% респондентов, принявших участие в опросе CBRE, отметили сокращение своего дохода, что стало следствием осознанного поведения потребителей;
  • Около 5% заведений в центральных торговых коридорах Москвы прекратили деятельность, а статус еще большего числа заведений до сих пор не определен.

Аналитики CBRE, провели с 6 по 15 мая опрос около 250 потребителей Москвы. После снятия карантинных мер аналитики задались вопросами о том, как быстро потребители вернутся к «нормальной жизни» и какими будут новые тенденции потребления.

Восстановление экономики. Ожидания респондентов и оценка экономистов

Пандемия оказала колоссальное влияние на мировую экономику и российскую в частности. Во время самоизоляции респонденты перешли на кризисную модель поведения и, адаптируясь к новым экономическим условиям, отказались от дорогих и импульсных покупок, переориентировались на товары более доступной ценовой категории. Не удивительно, что в этот период возрос спрос на товары со скидками. Значимость осознанного потребления в нынешней ситуации, несомненно, возросла.

Около половины респондентов считают, что экономика восстановится не раньше 2022 года, а 65% респондентов уверены, что в течение 2020 г. ситуация будет усугубляться. Быстрое возвращение к докризисному уровню в ближайшие шесть месяцев участники опроса считают маловероятным сценарием. Ожидания респондентов совпадают с макроэкономическими прогнозами. По различным оценкам экономистов, снижение ВВП в этом году составит от 5 до 7,3%, однако в следующем году экономисты прогнозируют рост экономики. Тем не менее, в абсолютном выражении реальный объем ВВП вернется к предкризисному уровню не раньше 2022 года.

Темпы восстановления потребительской активности

Стремление к экономии и осознанному потреблению уже присутствовали среди потребительских паттернов россиян, ввиду предыдущих экономических потрясений. Их значимость в нынешней ситуации, безусловно, возросла и останется таковой в ближайшие пару лет. 57% респондентов отметили сокращение своего дохода и 63% планируют сократить свои расходы в течение 12 месяцев.

Предпочтения потребителей до пандемии, во время и после

Результаты опроса подтвердили некоторые сформировавшиеся потребительские тренды -популярность магазинов у дома, особое внимание к скидкам, но также опровергли некоторые распространенные заблуждения, такие как, угроза со стороны онлайн-торговли для торговых центров или снижение интереса населения к ресторанам и кафе в условиях стремительного роста сервисов доставки готовой еды. Цифровая трансформация бизнеса началась задолго до событий 2020 года. Пандемия лишь ускорила этот процесс и увеличила масштаб его охвата.

Торговые центры по-прежнему остаются основным каналом для покупки одежды и обуви. Их популярность связана с тем, что они предоставляют уникальный клиентский опыт, в том числе благодаря усилению развлекательной составляющей в последнее время, а также высокой долей товаров со скидками и широким ассортиментом. Наиболее популярными местами покупки продуктов являются магазины у дома (75 % опрошенных посещают их несколько раз в неделю).

Вопрос: Как часто и где вы покупаете одежду, обувь, аксессуары

Источник: исследование CBRE, 2020
Источник: исследование CBRE, 2020

Онлайн или оффлайн

Онлайн-канал для покупки продуктов и товаров первой необходимости в Москве не был широко востребованным, 49% наших респондентов относятся к данной категории. Несмотря на ограничения режима самоизоляции, большинство респондентов не решилось перейти в онлайн –57% продолжили покупать продукты в магазине у дома. Респонденты, приобретавшие продукты онлайн во время самоизоляции впервые (40%), остались довольны новым опытом с точки зрения условий доставки, интерфейса и скорости оформления.

Для респондентов возможности онлайн-шоппинга имеют значение при покупке бытовой техники и электроники, товаров для дома и ремонта, а также косметики, парфюмерии. Онлайн-шоппинг играет роль дополнительного канала для совершения покупки и не стал основным, даже в период пандемии, однако усилил свою позиции за счет роста лояльности покупателей к данному виду шопинга.

Возвращение в рестораны и кафе

Около 40% участников исследования продолжат посещать кафе и рестораны с той же регулярностью после возобновления их работы. Четверть респондентов готовы вернуться в рестораны только при условии соблюдения усиленных мер безопасности. Готовы отказаться от посещения общепита всего 10% опрошенных.

Вопрос: Изменится ли частота посещения ресторанов и кафе после снятия режима самоизоляции?

Источник: исследование CBRE, 2020
Источник: исследование CBRE, 2020

Кафе и рестораны занимают основную долю среди арендаторов в центральных торговых коридорах (36%), и именно они долгие годы формировали основной спрос на помещения.

Во время самоизоляции доставка не смогла покрыть расходы заведений, даже с учетом скидок по арендной плате вплоть до полного освобождения. Есть исключения, но большая часть заведений фиксировала снижение прибыли более чем на 90%. Наше исследование также показало, что более половины опрошенных или не использовали доставку, или стали заказывать реже/перестали ей пользоваться.

Вопрос: Увеличилась ли частота использования службы доставки еды из кафе и ресторанов во время режима самоизоляции?

Источник: исследование CBRE, 2020
Источник: исследование CBRE, 2020

Юлия Назарова, руководитель направления стрит-ритейла СBRE в Москве, комментирует:

Юлия Назарова, руководитель направления стрит-ритейла СBRE в Москве
Юлия Назарова, руководитель направления стрит-ритейла СBRE в Москве

«На сегодняшний день большинство заведений общепита в центральных торговых коридорах открылись. Около 5% заведений прекратили деятельность, а статус еще большего числа заведений до сих пор не определен. Большая часть закрытий ресторанов и кафе была связана с проблемами с концепцией и локацией, которые были раньше. Сегодня рестораны работают в условиях ограничительных мер и сокращают количество посадочных мест. Стоит отметить, что не все офисные сотрудники вернулись на работу в бизнес-центры, а данная аудитория составляла значительную долю трафика. Для некоторых арендаторов и улиц критически важен туристический трафик, который сейчас полностью отсутствует».

Материалы по рынку коммерческой недижимости на нашем канале Дзен и сайте cbre.ru