Найти в Дзене
Московские истории

Останкино: "Двухэтажные дома, в одном из которых я жил, были построены в 1935 году для строителей метрополитена"

Читатель канала "Московские истории" Сергей Проскурин рассказывает о об Останкино, где он жил с 1951 года по 1963 год (3-й Новоостанкинский проезд, 12). О "городках", задумывавшихся как Рублевка того времени, но обраставших бараками, "удобствах" во дворе и уличных колонках.

Останкино, 1950 - 1956 г. Родительский архив Алексея Строганова.
Останкино, 1950 - 1956 г. Родительский архив Алексея Строганова.

Останкино, 3-й Новоостанкинский проезд. Посредине проезда - дорога, засыпанная плотно укатанным шлаком - отходами металлургического производства. По бокам ее оставались лужайки шириной метров семь, окаймленные посаженными тополями. В то время тополя достигали высоты второго этажа, то есть метра четыре-пять. За тополями вдоль заборов проходил пешеходный асфальтовый тротуар, на котором детям было хорошо играть в классики. По обеим сторонам проезда стояли двухэтажные каркасно-засыпные дома, перемежающиеся частной застройкой.

Двухэтажные дома, в одном из которых я жил, были построены в 1935 году для строителей метрополитена. Таких домов было немало по окраинам Москвы, а Останкино и было окраиной. До революции, да и до войны, Останкино было дачным местечком, сформировавшимся вблизи Шереметевского летнего дворца. Эти дома строились для рабочих, строителей, а также студентов, откуда были и названия микрорайонов. Алексеевский студгородок, названный так по названию села Алексеевское, которое до начала 60-х годов стояло на месте сквера перед монументом «Покорителям космоса».

Село Алексеевское. 1958 - 1960 годы. Вид с крыши школы № 279 им Твардовского.
Село Алексеевское. 1958 - 1960 годы. Вид с крыши школы № 279 им Твардовского.

Этот городок, наверное, был построен для студентов находящегося неподалеку Финансового института, а также МАРХИ, возможно, и для других. У нас же, в Останкино, был Пушкинский студгородок, названный так по поселку Пушкинский, на месте которого были построены дома. Этот студгородок ярко описан в повести Асара Эппеля "Травяная улица". В послевоенное время в Москве было много таких "городков"- имени Баумана, Метростроя, Моссовета.

Последний находился на Яузе около «Миллионного моста», как его называли местные жители, а на самом деле Мытищинского акведука, построенного для подачи воды в Москву из мытищинских источников. Этот акведук возвела Екатерина, потратив на него один миллион - отсюда и "миллионный". Изначально городок Моссовета строился для его сотрудников и был в то время своего рода "Рублевкой", но быстро оброс такими же бараками, как в Останкино.

Бараки. Пушкинский студгородок, дом 9. http://lj.rossia.org/users/meta_68/26447.html.
Бараки. Пушкинский студгородок, дом 9. http://lj.rossia.org/users/meta_68/26447.html.

Городки образовывались по производственному признаку. Москве требовалось много людей, которым надо было где-то жить. Хрущевская массовая застройка была не первой в нашей стране. Приходилось встречать остатки домов барачного типа и в других крупных городах. Дома эти были однотипной конструкции, но отличались внутренней планировкой. В некоторых, одно- или двухэтажных, барачного типа, на каждом этаже вдоль всего дома шел внутренний коридор, по обе стороны которого располагались двери в комнаты. Другие дома похожей конструкции были уже квартирного типа - с подъездами или парадными (в Ленинграде) и лестничными площадками на две квартиры на каждом этаже.

Сквер городка Метростроя, 1940 г.
Сквер городка Метростроя, 1940 г.

Некоторые квартиры были с балконами на дополнительных опорах, с лоджиями или даже с эркерами. К сожалению, фотографий таких домов в интернете найти не удалось. Санузлов в домах не было, все удобства - во дворе. Была ли вода? Написал и задумался. Помню, на проезде около дома стояла колонка, но не помню, чтобы приходилось носить воду. Хотя, может, меня по малолетству к этому просто не привлекали? Позже в этих домах провели реконструкцию, и в них появился газ, а в домах квартирного типа даже туалеты и канализация.

Нередко эти дома строились попарно и между ними образовывался двор, в конце которого находился общественный туалет. Во дворе домов барачного типа общественный туалет представлял из себя сарай, разделенный на две половины - мужскую и женскую, в каждой из которых было по шесть отверстий в полу, на подиуме, без всяких перегородок, и огромное количество дырок (разного размера и на разной высоте) в стене между половинами. Во дворах домов квартирного типа общественный туалет представлял собой сарай меньших размеров, в котором было четыре отдельные кабинки. Можно предположить, что барачные дома предназначались для студентов и рабочих, а квартирные - для преподавателей и руководителей. Так, наверное, и было до войны, но после войны дома заселялись без разбору. #сергей проскурин

Продолжение: "Если дров не хватало, приходилось идти на дровяной склад, находившийся рядом с рынком у Шереметевского дворца".

Еще об окрестностях: "Семью переселили в поселок Ашукино. Там, где стоял их дом, теперь ВДНХ", "Коридор шел во всю длину барака, в него выходили двери примерно 20 комнат".