Найти в Дзене

Что такое ARCOMadrid: от клубнички до верблюжьей челюсти

Искусствовед Дарья Тоцкая рассказывает о состоянии современного изобразительного искусства на примере ярмарки ARCOMadrid.

-2

Чтобы окончательно и бесповоротно понять современное искусство, достаточно посетить одну из ключевых арт-ярмарок мира. Что вообще такое ярмарка современного искусства и чем она отличается от выставки или биеннале: галереи отправляют заявки комитету ярмарки, и если проект утверждают, то галереи оплачивают взнос, в среднем более 100 тысяч рублей за кв.м. Предполагается, что художники не платят за участие, а любой лот может приобрести любой желающий. В России пока крупнейшей ярмаркой является Cosmoscow, за рубежом это Art Basel Miami, Shanghai Art Fair, Art Brussels и ARCOMadrid. Чтобы посетить последнюю, потребуется билет в Мадрид и 40 евро – столько стоит входной билет.

ARCOMadrid – это тысячи выставочных квадратных метров, 93 тысяч посетителей, 1350 художников, 209 галерей из 30 стран… Ярмарка проводится в конце февраля уже в 39-й раз. Основное действо, General Programme, происходит в центре Feria de Madrid на одноименной станции метро. Одновременно проводятся другие секции и программы, например: Arts Libris для книг художников и Opening для молодых галерей не старше 7 лет.

Так вот, если настоящим художником становятся, согласно сказке, после тысячного нарисованного петушка, то понимание искусства приходит с тысячным увиденным нарисованным петушком. Не зря искусствоведы между собой используют термин «насмотренность». Вся прелесть ARCOMadrid для зрителя и заключается в возможности увидеть многое – непрерывной нитью от 20-х гг ХХ века и до созданных буквально вчера произведений.

Сразу скажу, во-первых, здесь нужна карта, чтобы не потеряться, а, во-вторых, постоянно будут встречаться, как бы между прочим, имена, которые у всех на слуху: Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Эдуардо Чилида, Рой Лихтенштейн и Марина Абрамович. Однако представленные на ARCOMadrid работы классиков широкому зрителю вряд ли знакомы. У Пабло Пикассо, например, показан никакой не кубизм, а плавная минималистичная графика, и весьма интересно ее сравнивать хотя бы с «угольками» Jo Baer 80-90-х гг из галереи Barbara Thumm: у Baer графика более нервная, как бы не попадающая в реальный контур вещей, словно у него не находится выразительных способов для описания предметов. Вообще современное искусство, кажется, смиряется с неописуемостью явлений и вещей; подобно импрессионизму, оно может говорить только о состоянии, но уже состоянии внутреннем, а не внешнем. Совсем перестаешь гадать, какое время суток изображено на полотне, хочется просто узнать – что происходит?

Современному художнику, вероятно, уже не интересно показывать площадные гримасы или социальные маски портретируемых. Фокус на, как говорят психологи, скрытых эмоциональных реакциях. Разгадать человека, к чему всегда, в общем-то, и стремилось искусство, — вот что сложно, а свои внешние черты теперь может запечатлеть самостоятельно любой при помощи селфи. Работы начала 80-х Arnulf Rainer от галереи Nieves Fernandez зарываются в человеческую душу так глубоко, что натыкаются на Стикс Сомнений, который отделяет сознание, волю, веру в порядок – от тотального хаоса эмоций. При этом колорит все еще остается гармоничным, хотя и не лишенным драмы.

Работы Arnulf Rainer (слева) и Nicholas Woods (справа). Фото Дарьи Тоцкой. Журнал “Формаслов”
Работы Arnulf Rainer (слева) и Nicholas Woods (справа). Фото Дарьи Тоцкой. Журнал “Формаслов”

А вот акварельная девушка 2019 года Nicholas Woods из галереи Pelaires ни к какой гармонии не стремится, но и не делает из этого трагедию. Мастеру как будто стало не интересно заполнять весь лист и использовать золотое сечение, да и саму фигуру он оставляет не прописанной, словно избегая объективизации портретируемой – смотрите только в глаза, смотрите в душу, а не на соски.

«Псевдотрактаты» – так хочется обозначить целую сюжетную группу в современной графике. Никакие колористические или физиологические открытия они не иллюстрируют, а пытаются запечатлеть сиюминутные состояния психики. Jose Antonio Suarez Londono с работой 2018-2019 года (галерея Kewenig) – тому подтверждение.
Многих, конечно, волнует вопрос: что сейчас происходит с абстракцией, развивается ли она хоть как-нибудь или так и смотрит на зрителя с метафорической кучки приемов конца 50-70-х годов? Угадать вектор развития можно, достаточно взглянуть на немногословные, даже молчаливые, но загадочные листы конца 70-х гг от Annegret Soltau из галереи Anita Beckers – в работе использована настоящая паучья паутина!

Работы Jose Antonio Suarez Londono. Фото Дарьи Тоцкой. Журнал “Формаслов”
Работы Jose Antonio Suarez Londono. Фото Дарьи Тоцкой. Журнал “Формаслов”

Итак, хаотичной абстракции стало явно тесно в рамках таких понятий, как живопись и графика, и она очень хочет захватить больше пространства, при этом не превращаясь в скульптуру. Проще говоря, искусство в целом и особенно абстракция сегодня – это бунтующий подросток, который стремится сломать рамки видов искусств. Nida Sinnokrot из Carlier| Gebauer в прямом смысле заставляет трепетать принтовую бабочку (2009 г), и ее действительно интересует судьба вида, находящегося под угрозой вымирания, – Apharitis cilissa. Работа 2000 года от Antoni Tapies из галереи Lelong содержит больше песка, чем краски, и при этом все еще пытается удержаться в границах, свойственных холсту. Для сравнения – его работа 1982 года из Guillermo de Osma Galeria еще ничего такого не содержит, тогда это всего лишь ритмичные потеки краски по бумаге.

Работы Antoni Tapies: слева 1982 года, справа 2000 года. Фото Дарья Тоцкая. Журнал “Формаслов”
Работы Antoni Tapies: слева 1982 года, справа 2000 года. Фото Дарья Тоцкая. Журнал “Формаслов”

ARCOMadrid совершенно не стесняется признавать искусством арт-объекты и инсталляции из хрупких и просто нетипичных материалов. Премия Cerveza Alhambra «для нового искусства», которая вручалась в рамках ярмарки, в этом году была просто захвачена ткаными объектами. Стенд Aurella Munoz, Jose de la Mana как раз показывает нечто, не ставшее ни одеждой, ни летательными аппаратами – в какой-то мере действительно сложно определить, что перед нами, крылья или же грандиозных размеров заготовка для корсета.
Искусство ткать по-современному может быть и вполне фигуративным, оформившимся: Joana Vasconcelos из Horrach Moya в работах трех последних лет соединяет кружево и керамику. Не очень хочется говорить самую банальную трактовку ее творений, что нежные нити оплетают, в общем-то, опасных животных, но так оно и есть.

Работы Joana Vasconcelos (слева) и работа Nida Sinnokrot (справа). Фото Дарьи Тоцкой. Журнал “Формаслов”
Работы Joana Vasconcelos (слева) и работа Nida Sinnokrot (справа). Фото Дарьи Тоцкой. Журнал “Формаслов”

Керамики также на ARCOMadrid представлено много, от будто вылепленных ребенком неглазурованных лотов и до фарфоровых объектов с детальной прорисовкой, имитирующей фабричные образцы. Такое вот заигрывание штучного с массовым. Металл редко выступает сольно, максимум в формате кабинетной скульптуры, зато к нему с удовольствием подключаются ткань, пластмасса и даже настоящая верблюжья челюсть в творении Nida Sinnokrot. Были работы целиком из бумаги, песка, целлофана и оммаж Венере Милосской со спелой клубничкой.

Конечно, все описанное здесь претендует разве что на фрагментарное представление о событии, не получилось рассказать обо всех премиях, о лекциях и искусствоведческой литературе, об арт-критике, но всему этому на ARCOMadrid нашлось место. А завершить рассказ хотелось бы на вот такой ноте: 13 работ 8 авторов, которые были представлены на ярмарке в этом году, войдут в экспозицию Музея современного искусства королевы Софии в Мадриде. Общая сумма этой поддержки современного искусства государственной институцией составила более 200 000 евро.

Читать в журнале "Формаслов"

-7