Побродив по Дворцу Инквизитора, мы решили сходить еще и в музей «Malta at war», чтобы, как говорится, два раза не вставать, вернее, не ходить, поскольку сия выставка располагается неподалеку, в том же городе. Правда, найти этот музей не так просто, но мы все же справились.
Экспозиция посвящена Второй Мировой, в которой Мальта тоже принимала участие, правда, в основном, пассивное, т.е. служила базой для ВМФ и ВВС союзников по антигитлеровской коалиции. Впрочем, у Мальты была собственная истребительная авиация, состоявшая из нескольких устаревших бипланов «Gloster Gladiator». По распространённой легенде, самолётов было всего три и они назывались «Вера», «Надежда», «Любовь» «Милосердие» (Faith, Hope, Charity), и были случайно забыты на Мальте при перевозке, в разобранном виде. Реально подразделение было создано по инициативе командира гарнизона Мальты, озабоченного вопросом воздушного прикрытия после ухода английского флота в Александрию и Гибралтар. Он два раза пытался реквизировать перевозимые в Египет и из Египта самолеты, чтобы создать собственно мальтийское подразделение. Со второго раза ему это удалось и было создано «звено Хал Фар» (аэродром в Луке еще не был готов и единственная ВПП была в Хал Фар). Персонал был также набран из числа гарнизона базы. Всего в распоряжении мальтийцев было от 6 до 10 самолетов, но в собранном и летнопригодном состоянии было только три (звено), остальные выступали источником запчастей. Присутствие «звена Хал Фар» сильно поднимало боевой дух мальтийцев, хотя боевые успехи старых бипланов были близки к нулю — максимальная скорость «Гладиатора» едва превышала 400 км/ч, тогда как итальянские бомбардировщики разгонялись до 420-430 км/ч. Тем не менее, атаки истребителей и стрельба зенитных орудий вынуждала их проводить бомбометание с большой высоты и на высокой скорости, что делало практически невозможным точное попадание. Только 21 июня мальтийцами была одержана одна победа в воздухе, а на следующий день оборона острова усилилась эскадрильей «Харрикейнов», прибывших на остров после поражения Франции.
Итак, на первом этаже музея, по большей части, находятся всяческие военные прибамбасы. Например, униформа немецкой военщины…
…и барахлишко союзнических сил.
Или вот интересная коллекция противогазов различных фасонов.
Вооружение мальтийского гарнизона.
Как видно по фотке, большая часть оружия, если не все, британского происхождения.
Самолеты, использовавшиеся странами Оси в битве за Мальту…
…и авиация союзников, не отличающаяся разнообразием. На картинке, кстати, виден тот самый биплан-истребитель «Гладиатор».
А сверху изображены знаки эскадрилий, базировавшихся на Мальте.
Вот такие подарочки мальтийцам присылали итальянские и немецкие бомбардировщики.
Ну а Мальта встречала непрошенных гостей салютом из десятков стволов зенитной артиллерии.
Во время войны на утесах Дингли был построен радар (кстати, он там до сих пор, правда, современный), позволявший засекать вражеские самолеты с довольно большого расстояния, что позволяло заранее оповестить жителей острова о предстоящем авианалете. С помощью такой сирены, например…
…после чего жители радостно (или горестно?) неслись в направлении к ближайшему бомбоубежищу.
Мы, пожалуй, тоже прогуляемся до убежища, благо что под музеем как раз и расположено одно из бывших действующих.
Главное там — не переломать ноги и не долбануться башкой о потолок. Впрочем, для предотвращения второй неприятности, при входе в убежище лежит ящик со строительными касками, кои требуется напялить на голову во избежании… Пришлось изображать из себя диггера. Каска, кстати, очень пригодилась. Без нее у меня на голове появился бы десяток шишек, как минимум.
После входа в убежище находится какая-то религиозная штука. Видимо, чтобы вознести благодарственную молитву за то, что успел добежать.
Чуть дальше была каморка, в которой сидел комендант бомбоубежища.
Поначалу авианалеты были не слишком частыми и продолжительными. Ну, прилетит раз в день десяток итальянских бомберов, побомбят минут пять и до дому, до хаты. Понятное дело, что такую бомбардировку вполне можно переждать, пристроив задницу на лавочке.
Ежели не совсем обленился, то пять минут можно даже пешком постоять.
Через какое-то время, то ли Адик рассказал Бене о стратегическом значении Мальты (заодно лишив его квартальной премии), то ли итальянцы дошли до этого своим умом, но макаронная авиация сильно увеличила частоту и продолжительность налетов. В связи с этим возникла необходимость в расширении бомбоубежищ. Эта почетная обязанность легла на плечи горожан, посещавших данные заведения. Инструменты в зубы руки и пошел долбить. Впрочем, известняк — это не гранит.
Еще через какое-то время к итальянцам присоединились немецкие летуны и мальтийцам пришлось отсиживаться под землей по несколько суток подряд. И, если одиночки вполне довольствовались общими спальнями…
…то семейные люди возжелали отдельных номеров. Что, в общем-то, не являлось проблемой — бери инструмент и выдалбливай себе любую каморку.
В конечном счете убежище стало практически автономным. Там появились свои склады, источник воды, госпиталь, роддом и прочее. Так что можно было неделями не вылезать на поверхность.
В целом, за два года бомбардировок, на Мальте погибло меньше полутора тысяч мирных жителей. В основном, благодаря убежищам. Хотя, конечно, британская авиация тоже поспособствовала — было сбито 863 самолета противника.
А 8 сентября 1943 года война для Мальты закончилась, т.к. Италия капитулировала. Так что этот день считается у мальтийцев Днем Победы во Второй Мировой войне, а также отмечается как День Победы над турками в Великой Блокаде 1565 года.
Продолжение следует…