Фиаско.
Как помочь ребёнку пережить ситуацию, где всё идёт не по плану?
Сейчас - с тремя малышами мы, кроме всего прочего, сталкиваемся с бурной реакцией на неудачу. Мамы спрашивают меня - как быть.
Поделюсь, вдруг будет полезно.
Я заранее рассказываю маме перед занятием, что мы будем делать и прошу приготовить реквизит. Задание - собрать из нескольких деталей неустойчивую, хрупкую конструкцию и аккуратно двигать её по нарисованной извилистой дорожке.
Это будет человечек, который несёт в руках ёмкости с водой, чтобы полить огород.
Две мамы из трех разными словами говорят одно и то же:
- Я заранее знаю, что скорее всего, у нас конструкция развалится, и ребёнок расстроится. Нам вообще надо сейчас создавать такие ситуации, или лучше избегать подобных моментов? (Речь о малышах - до 5 лет).
Первое, что я отвечаю всем - мы с вами обсудим, что делать, если постройка рухнет, но давайте сначала настроимся на то, что у ребёнка всё получится.
Да, это звучит как в американском педагогическом фильме. Но правда.
Ребёнок считывает ваше напряжение и тревогу. Не мистически, верхней чакрой, а вашу мимику, позу, напряжение в теле, изменение голоса. Они это замечают. Вообще люди неосознанно это всегда замечают, и если вы не супер-агент с осознанным самоконтролем, ваша невербалика сдаст всё с потрохами.
А дальше ребёнок станет тревожиться и напрягаться вместе с вами. И вероятность неудачи возрастёт.
Второе - бурная эмоциональная реакция может не быть такой сильной, если заранее сказать при ребёнке персонажу (в нашем случае это хрупкий человечек, несущий воду) что-то вроде:
- Нам пора идти. Там на дороге много мест, где можно споткнуться. Но не волнуйся, если ты уронишь бутылки, вода не разольётся, они плотно закрыты. Мы поднимем их и пойдём дальше. А если ты сам упадёшь - я соберу тебя, это очень просто.
Затем я первая веду человечка по дороге, показывая, как его лучше держать. При этом говорю, что надо идти меденно, тогда всё получится.
А на обратном пути специально роняю и его, и бутылки.
Спокойно исправляю поломки, обращаю внимание на то, что всё хорошо, вода не разлилась, и мы продолжаем движение.
Угадаете, что было дальше?
Один из двух детей прошёл трассу филигранно, без потерь, а второй, помладше, уронил человечка и всё спокойно восстановил. А потом ещё раз уронил специально.
Потому что проживать в игре неудачи очень здорово.
И да, обычно, это дети, которые в подобных ситуациях принимаются вопить и разбрасывать близлежащие предметы.
Добавлю. В жизни, конечно, ничего не спланировать. Она рушит человечков так, что порой, не соберёшь, и разливает последнюю воду без остатка.
Но если вы играете, то важно давать детям посильные задачи. Такие, с которыми они справятся. Не совсем уж легко, но справятся. Это важно. Чтобы шло постепенное развитие и не пропадала мотивация. А для этого должна быть ситуация успеха. Хотя бы в игре. Обязательно.
Ну, и легко исправить то, что по силам. Говорят, что взрослым жизнь даёт испытания по силам. Если вы иногда тоже выступаете в такой роли и ставите перед маленькими людьми задачи, будьте милосердны:) помните об этом.
Резюме:
1. Посильная задача.
2. Позитивно настроенный и расслабленный взрослый.
3. Заранее проговорить, что делать, если что-то пойдет не так.
4. Показать собственную спокойную реакцию на неудачу и легкое исправление последствий.
5. Помнить, что бурная реакция ребёнка это иногда привлечение вашего внимания, просьба утешить и побыть в контакте.
Проверьте - достаточно ли вы даёте этого (контакта и внимания) просто так, без всякого повода - болезнь, травма, неудача, слёзы.