В 1981 году Леониду Харитонову было чуть за 50. Но на этот момент он уже был практически забытой легендой советского кино.
В свое время комедии про солдата Бровкина имели невероятный успех у зрителей. Миллионы советских девушек были без ума от небесно-голубых глаз артиста. Спектакли с его участием в то время собирали полные залы.
Казалось бы, при такой популярности кинорежиссеры должны были завалить Харитонова предложениями, но они словно нарочно игнорировали его.
Четверть века спустя у Харитонова было всего несколько главных ролей, очень похожих на тот самый образ Бровкина. Также было множество эпизодических появлений на экране, которые даже не упоминались в титрах.
В 50 лет Харитонов перенес инсульт, а потом про него как-то все разом позабыли…
Именно в этот момент режиссер Юзовский предложил актеру роль в фильме–сказке «Там, на неведомых дорожках». Харитонов согласился, не раздумывая. Наконец-то ему представился шанс вернуться на большой экран. Да и царя он уже однажды играл, в фильме «Огонь, вода и... медные трубы». Однако там роль была проходной, а картине Юзовского – одна из главных.
На съемках Харитонов был подчеркнуто скромен, держался в тени. Он и не подозревал, какой фурор его персона произвела на съемочной площадке.
В этом же фильме актер Пятков играл царского охранника Дрему. Именно Пятков стал одним из тех немногих, с кем Леонид Харитонов общался и вне съемочной площадки. Они много беседовали, хотя о себе Харитонов вообще распространяться не любил.
Всем на площадке было заметно, насколько актер соскучился по серьезной работе. Он словно бы пытался наверстать те годы, которые был невостребован.
Съемки проходили в Крыму, жарким летом. Грим тек на жаре, в тяжелых костюмах было просто невыносимо, однако, казалось, что все это Харитонову не мешает.
К концу съемок актер как будто оттаял, он начал больше общаться с коллегами, стал боле разговорчив. А однажды даже немного похулиганил – вместе с Пятковым они угнали со съемочной площадки «самоходную» печь, сказочный реквизит. На печке они, к радости зевак, поехали кататься по улицам Ялты, где проходили съемки, причем, оба были в сказочных костюмах, с бутылкой горилки и с самоваром.
Когда фильм вышел на экраны, Харитонов оказался на второй волне популярности. Хотя уже не все узнавали в чудаковатом царе Макаре непутевого Ивана Бровкина. Однако почувствовать вкус славы сполна Харитонову уже не довелось. Сразу после премьеры актер перенес второй инсульт.
Третий же инсульт сразил Харитонова тогда, когда при разделе МХАТа его попросту уволили из родного театра. Третий инсульт стал фатальным. Актер так и не узнал, что спустя 10 лет после выхода его последнего фильма на экраны финальную фразу из картины назовут пророческой.
Помните, когда Кощей уже повержен войском царя Макара, Кощей произносит: «Ваша взяла, значит, наше время еще не пришло». Мало кто знает, что ответную фразу царя Макара: «И не придет оно никогда», вставили в картину не сразу. Ее записывали дополнительно, уже на этапе озвучки.
Также смотрите:
Валентина Леонтьева: за ней ухаживали космонавт Егоров и Аркадий Райкин, а она любила мужа-предателя
Евгений Лившиц: долгожданное счастье Рыжикова-Чижикова из «Приключений Электроника»
Иван Лапиков: жена бросила его с маленькой дочкой, но он смог простить супругу