Ребёнок, который учится работать руками, становится исполнителем.
Ребёнок, который учится работать руками и головой, становится создателем.
Ребёнок, который учится работать руками, головой и сердцем, становится творцом.
Малыш, который совсем недавно казался крошечным, теперь уже не держится за мамину юбку и даже говорит: "Я сам". Он любит по двадцать раз в день рассказывать наизусть стишок "Милый котик сел на плотик, моет ротик и животик". Он подружился с соседским карапузом. У него уже есть любимые сказки и игры. В песочнице он подрался из-за синего совочка. Он взрослеет.
Мамочки малышей-ровесников вовсю обсуждают, в каком детсаду ребенку будет лучше: в одном - каждый день кормят ананасами, в другом - учат английскому, в третьем - как раз набирает группу самая добрая в мире воспитательница. Куда же податься?
В поисках ответа на этот вопрос я набрела на вальдорфскую педагогику, которая не спешит нагружать малое дитя иностранными языками и математикой, а предлагает сначала научить кроху осознавать себя в мире, воспитать его яркой, свободной личностью.
А начинают вальдорфцы с заботы о трех человеческих сущностях: теле, душе и духе. Иными словами, педагоги рассматривают ребенка как целостного, гармоничного человека во всех его проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.
Рудольф Штайнер, австриец по происхождению, ученый, художник и философ, основал первую вальдорфскую школу в 1919 году в немецком городе Штутгарте. В ее основе - глубокое понимание внутреннего мира ребенка: кто он, как развивается, как откликается на воздействие окружающего мира. Задача такого образования - разностороннее развитие малыша. Обучение, в которое включены и руки, и голова, и сердце. Обучение, которое не загружает детскую память, требуя от дошкольника механического запоминания стихотворения, алфавита, порядка чисел. Может быть, поэтому вальдорфским педагогам удается сохранить и приумножить в каждом ребенке искреннюю любовь к учению?
Согласно вальдорфской концепции, развитие ребенка идет семилетними циклами. И первое семилетие - самое важное. Оно является фундаментом для дальнейшей жизни, в нем закладывается основа для здоровой сильной воли в чувствах, мыслях, поступках и стремлениях. В ребенке формируются самые глубокие пласты и уровни личности. Именно поэтому на первый план выступают не формальные требования к знаниям, а человеческие отношения со взрослыми, за которыми ребёнок следует, а также общее самочувствие малыша. Развитие ребенка начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Так приобретается жизненный опыт, потом на его основе делаются выводы и строятся теории.
Малыш в этом возрасте - единый орган чувств, он открыт окружающему миру, впитывает его, словно губка. Все хорошие и плохие поступки, радость и гнев, мимика и интонации взрослых - все это ребенок воспринимает, и, подражая, обучается.
Малыш постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Ему, как существу, наиболее близкому к естественным законам природы, свойственно подражание, то есть неосознанное копирование поведения. Поэтому в вальдорфских детских садах нет деления на группы: младшую, среднюю, старшую. Есть разновозрастная группа, в которой дети от 3,5 до 6 лет живут, как в большой семье. Маленький ребенок стремится подражать старшим, участвовать во всем, что они делают, и обучаться. А дети постарше подражают воспитателю и закрепляют свои навыки, помогая малышам.
В вальдорфской педагогике дети живут в ритме дня, недели, года. Причем эта ритмичность не является каким-то надуманным педагогическим изобретением, а соответствует великой мудрости наших предков: жить в согласии с тем, что нас окружает, что было и будет всегда, независимо от нас и наших желаний, - явлениями природы, сменой времен года.
Ритм является носителем здоровья, с ритмом связаны все жизненные процессы. И если создать для ребенка определенный ритм, дать возможность проживать неизменную последовательность событий своей жизни, то он обретет уверенность и спокойствие. Ритм недели связан с повторяющимися по одним и тем же дням занятиями.
Годовой ритм связан со сменами времен года - зимой, весной, летом и осенью. Каждый сезон приносит с собой особенные чувства, которые воспитатель передает детям в игре, хороводе, стихах, песнях, занятиях рукоделием и живописью. Например, зимой дети лепят из теплого воска, который передает малышам чувство защищенности и уют. Летом ребята рисуют акварельными красками, которые несут с собой свежесть и прохладу. Весной, когда природа пробуждается, детям рассказывают о том, что пришло время обработки земли, и малыши делают свои грядочки и сажают пшеницу, мастерят изделия из дерева, лозы, шерсти, ткани. Так дети переживают настроение сезона, и из этого сопереживания рождается чувство близости с природой. Завершение каждого сезона, целой эпохи для ребенка, всегда отмечают особенным праздником, который не готовят заранее и не репетируют изо дня в день. Он как бы рождается сам собою и становится кульминацией всех чувств. И самое лучшее угощение на нем - это пироги, выпеченные детскими ручонками из муки, которую они сами смололи из пшеницы, которую они сами вырастили!
Ну а самый главный праздник для каждого ребенка - это, конечно же, его День Рождения. Малыш принимает поздравления, сидя на троне. А взрослый рассказывает сказочную историю о появлении на свет именинника - о появлении не как случайном событии, а как о долгожданном подарке любящим родителям от Ангела-хранителя, который будет сопровождать ребенка всю жизнь и помогать ему в самые трудные минуты...
Режим дня в вальдорфской педагогике связан с "вдохом" и "выдохом". "Вдох" - это время, когда взрослый занимает внимание детей: хоровод, сказка, живопись, лепка, пальчиковые и жестовые игры. "Выдох" - это свободное время малышей, которое связано с игрой или деятельностью взрослых. Например, мама делает игрушки, шьет, вяжет или рисует, а дети, заинтересовываясь его занятием и подражая ему, тоже втягиваются в работу. Это может быть подготовка к празднику, рукоделие, плетение корзин, рисование мелками, выпекание булочек. Детям не задают определенной темы, и нет никакого давления извне. Стимул - только интерес ребенка, его фантазия, всячески поддерживаемые и развиваемые взрослыми.
Как же строится вальдорфский день? Первый "вдох" - это утренний круг, ритмическая игра-действие, в которой дети вместе с взрослым проговаривают и поют какой-нибудь игровой сюжет. Такой способ занятий позволяет малышам, непоседам и егозам, соединить свои возрастные особенности с занимательными речевыми упражнениями в виде игры. Дети копируют определенные движения-жесты воспитателя, ритмически двигаются. Повторяя эти игры каждый день в ненавязчивой форме, ребята запоминают стихи и песни. У них развивается память, а движения день ото дня становятся более четкими и скоординированными. Каждую неделю малыши узнают новую сказку, которую взрослый рассказывает или показывает в виде театрального мини-представления. Дети, подражая взрослому, не только сами начинают рассказывать эти сказки, но и придумывают новые. Развиваются и музыкальные способности малышей, слух и чувство ритма - ведь в вальдорфской педагогике много поют. А пение можно сопровождать игрой на флейте, ксилофоне, лире или другом народном инструменте. Так, благодаря игре, сказкам и музыке, решается одна из главных задач воспитания маленького человечка - созвучие души и тела.
Пальчиковые и жестовые игры, которыми малыши занимаются ежедневно (это тоже "вдох"), развивают мелкую моторику рук и речи. Ведь каждый пальчик, как и все человеческое тело, имеет свое представительство в коре больших полушарий мозга, которые расположены очень близко к центрам речи. Так, благодаря интересным занятиям, у малышей развивается речь.
За "вдохом" следует "выдох" - подвижные игры, координирующие движения и чувство равновесия, и игры-ожидания… Что это такое? Представьте: в один тканевой мешочек насыпаем, например, кофейные зерна, в другой - каштаны, в третий - соль (вариантов очень много). А детишки по внешнему виду мешочков, ощупывая их, и запуская ручонки во внутрь, стараются угадать, что же там спрятано. Такие игры развивают интуицию, осязание и внимание.
Один раз в неделю полезно проводить занятия различными видами искусства. Это и живопись акварельными красками, и рисование цветными восковыми мелками, и лепка из пчелиного воска или воскового пластилина. Лепка развивает моторику и чувствительность кистей и пальцев.
Во время рисования или, правильнее, "игры с красками", детям не задают общей темы, их воображение не привязывается к заданному шаблону. Взрослый лишь побуждает малышей к творческому фантазированию. И если рисунки малышей обычного детсада впоследствии мало чем отличаются друг от друга (и ничего удивительного - там хвалят за похожесть, приводя в пример "правильные", "хорошие" рисунки), то в вальдорфской педагогике все дети рисуют так интересно и своеобразно, что удивляют даже специалистов. Ведь каждый ребенок одарен врожденным талантом не просто слышать звуки или видеть цвета, но и душой откликаться на их воздействие.
Очень важно, что детское творчество взрослый не оценивает как хорошее или плохое. Собственное произведение всегда нравится ребенку, и это дает ему желание продолжать творить, не оглядываясь на то, похож его результат на образец или нет.
Игрушки в вальдофской педагогике рукотворны или природны. Это камушки, нитки, желуди, деревянные кубики, вязанные или шитые самодельные куклы и фигурки животных. Они позволяют малышу пофантазировать, додумать что-то свое, сочинить новую сказку, в отличие от детально прорисованных пластмассовых игрушек, не оставляющих шанса для детских "придумок". Но не только самоделки учат детей смотреть и видеть, чувствовать и понимать происходящее вокруг, осознавать причинно-следственные связи - помогает и тесное общение с реальным миром. Дети выращивают на грядках пшеницу и пекут из нее хлеб, прядут нитки и ткут из них ткань, работают с натуральной шерстью и ухаживают за животными. "Вальдорфские" дети получают гораздо более широкое и глубокое представление об окружающем мире, чем те, что часами просиживают за компьютером или обучаются по изготовленным для них взрослыми формальным пособиям.
Обстановка игровой комнаты - естественна и гармонична. Деревянные стеллажи, столы, полки, маленькие плетеные стульчики, корзины с игрушками. Легкие и пестрые натуральные материи, из которых можно соорудить и плащ рыцаря, и наряд принцессы. Здесь нет пластмассы и синтетики. Стены, занавеси, пологи на деревянных кроватках - в нежной розовой гамме, наиболее естественной и полезной для маленького ребенка.
Многих пугает то, что в вальдорфской педагогике не занимаются ранним обучением математике, письму, чтению. Но если предлагать малышу заучивать готовые знания, разве он станет от этого мудрее? Вальдорфскаяпедагогика способствует развитию и мышления, и воображения, и характера. Представьте, например, какие мыслительные и творческие процессы происходят в ребенке, придумывающем и собственноручно "строящем" свою сказку!
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА В СЕМЬЕ
Вальдорфская педагогика замечательно встраивается в жизнь семьи.
В этом блоге, в своих книгах и курсах я передаю мой десятилетний опыт гармоничного развития детей в семье на основе вальдорфской педагогики.
За 10 лет я увидела результаты. Этот живой, природосообразный подход к детству действительно здоровым образом развивает и детей, и их родителей.
Безусловное преимущество данной педагогики - в её направленности на развитие целостной личности ребёнка: его воображения, инициативности, коммуникативных и творческих способностей, познавательной активности и проч. Познавательное развитие и знакомство с новым материалом происходят в реальной жизнедеятельности детей, что делает усвоение нового увлекательным и осмысленным.
Следует подчеркнуть, что принципы и ценности вальдорфской педагогики раннего и дошкольного возраста находятся в полном соответствии с ФГОС ДО.