Однажды мама спросила меня: «Лена, как ты справляешься с тремя детьми и с домом? У тебя ещё интернет-магазин, блоги, переписка… Одних горшков с комнатными растениями 50 штук! Ты себя не жалеешь...» А мне и не тяжело совсем. Но вот как донести до близких, что у меня есть неиссякаемый источник сил и вдохновения – это творчество и увлечённость.
Я увлечена воспитанием детей, творчеством, рукоделием, украшением дома. Мне дома действительно интересно! Если я теряю увлечённость, то сразу становится тяжело, появляются раздражительность и скука. Тогда надо срочно искать новый источник вдохновения.
Когда я осваиваю новый вид творчества – сама или вместе с детьми, – это окрыляет меня. Особенно если наше творчество можно как-то применить в повседневной жизни, украсить дом или использовать в качестве подарка. Создание чего-то нового и интересного наполняет удивительной энергией. Творчество я стараюсь привнести во всё: от приготовления пищи до изобретения нового способа успокоить ребёнка.
Что важно ребёнку до семи лет? Иметь пример для подражания: то есть видеть родителя, который занимается каким-либо полезным делом. И ребёнок, наблюдая, будет перенимать опыт. Желательно, чтобы родитель выглядел при этом довольным, радостным, вдохновлённым, удовлетворённым результатами своей деятельности. Если мама или папа делают своё дело с удовольствием, то и ребёнок впитает любовь к труду, порядку, творчеству.
Поэтому важно, чтобы мама выбирала вид творчества ДЛЯ СЕБЯ: тот, который увлечёт и доставит ей удовольствие. И не думала о том, присоединится ли к ней её ребёнок. Да, в первый раз, может, и не будет заниматься тем же, и во второй, и даже в пятый не заинтересуется. Но ребёнок будет наблюдать, впитывать информацию. А потом наступит и его время.
Именно этим меня привлекла вальдорфская педагогика: она не предлагает «искусственных» занятий типа «давай, сделаем аппликацию, что-нибудь поразукрашиваем, повырезаем». Нет ситуаций, когда родитель играет в детские игры. Родитель должен заниматься взрослыми, интересными для него самого делами, а ребёнок всё необходимое и так усвоит, наблюдая и подражая.
Лично я всегда делаю то, что мне интересно. А дети уже сами решают, присоединиться ко мне, или нет.
Одно время мне не нравилось заниматься лепкой – очень полезным для детей занятием, развивающим мелкую моторику рук. Вот живопись – это да. Шить маленькие игрушки, обрядовые куклы, заниматься декупажем – это я любила. А вот лепка мне никак не давалась. И я её поначалу исключила из недельного ритма, чтобы себя не мучить.
Потом я узнала, что существует полимерная глина, и мы попробовали мастерить с детьми украшения. Затем узнали про пластичную японскую глину – и стали делать красивые цветы, украшали ими подсвечники и подставки для пасхальных яиц. Затем я сварила домашний суперпластилин – и была этим очень довольна. Потихоньку освоили глину и осенью делали из неё красивые тарелочки, нанося её на капустные листы, которые оставляли на глине изысканный узор. В общем, вариантов нашлась масса. Со временем мы стали лепить восковые сказки, и я окончательно полюбила лепку. Уже из пчелиного воска мы мастерили самодельные свечи, игрушки на ёлку, фигурки для сказки, улиток и много другое.
Так что надо искать что-то интересное именно для вас, и ни в коем случае себя не «насиловать». Любите шить – садитесь и шейте, а маленькому ребёнку дайте разные лоскутки, нитки, и он сам придумает, что с этим делать.
Мне одно время очень нравилась техника декупажа. Дочери ещё не было трёх, она, как обычно, сидела рядом со мной и наблюдала, и вдруг попросила разрешить обклеить рамочку для фотографии. Я подумала, что у неё точно не получится: у взрослого-то поначалу с трудом получается. Ну, думаю, испортит одну рамочку – ничего страшного, зато не будет меня отвлекать. Каково же было моё удивление, когда рамочка у неё получилась очень даже неплохо, и мы даже сочли возможным подарить её кому-то из родственников.
Ещё раз хочу подчеркнуть: ребёнку нужны, прежде всего, не развивающие занятия, а увлечённая, творческая мама, с которой можно брать пример.
«Творчество высвобождает в нашей душе новые силы, которые и проявляются в мыслях, чувствах, стремлениях, – пишет Татьяна Зинкевич-Евстигнеева в своей книге «Семь дорог женственности». – Чтобы удержать новые чувства, нужно постепенно, аккуратно включить избранный вами вид творчества в свою жизнь. Здесь неуместны резкие волевые движения. Чтобы удержать энергию творчества, ей нужно отвести специальное место в нашей жизни: выделить время, место, подобрать необходимые инструменты».
Для творчества во время приготовления еды не нужно выделять отдельное время: оно выделяется, как говорится, по умолчанию. Для кого-то это только рутина, а для меня создание новых блюд – это источник большой радости. Когда я готовлю что-то впервые и получается хорошо, я испытываю необыкновенное удовольствие! Особенно, когда это не только вкусно, но и полезно для здоровья. Когда приготовление пищи перестаёт приносить радость – это сигнал: пора открывать поваренные книги и пробовать себя в создании новых кулинарных шедевров.
Кто-то может сказать: «А если новое блюдо не получится, то какой же это источник радо-сти? Одно расстройство». Ну, во-первых, если всё делать строго по рецепту и иметь пищевые весы, то в 99 процентах случаев всегда получается. А во-вторых, сам процесс, когда готовишь что-то новое, вдохновляет и увлекает. У меня несколько поваренных книг всегда под рукой. Особенно мне нравятся рецепты Юлии Высоцкой: всё, что я готовила по её книге, всегда получалось.