Как часто по проблеме обучения чтению дошкольников проводятся дискуссии в СМИ, Интернете – а никакого внятного ответа так и не следует. Я читаю об этом уже более 30 лет, и единственное мнение, которое у меня сложилось за это время: наша страна – страна не решаемых проблем.
К чему приводит нерешенность проблемы обучения чтению дошколят?
Как будто у нас нет ни педагогов дошкольного образования, ни учёных, занимающихся вопросами образования детей дошкольного возраста…
А к чему приводит нерешенность проблемы на научном уровне?
К появлению многочисленных «умельцев», обучающих детей чтению раньше, чем те начнут ходить, да ещё к масштабному расширению сети «школ раннего развития», которые ничем как «бизнесом на детях» не являются, и служат лишь для вытягивания денег с родителей.
О раннем развитии прочтите мою статью:
Я знаю причину, почему наша наука плетётся в хвосте, и скажу об этом как- нибудь «на ушко»…
Между тем, та же Монтессори открыла, а наука подтвердила, что на каждом возрастном этапе ребёнок может достичь наибольших результатов в определённой деятельности.
О системе Монтессори можно прочесть здесь:
Плюсы и минусы методики Марии Монтессори
Как раз чтению (да и счёту) во много раз эффективнее научить малыша ещё задолго до школы.
♥ Подпишитесь на мой канал "За семью, детство, образование!" ♥
Иначе получается какое-то противоречие: школы требуют, чтобы дети к приходу в первый класс уже читали, но вопрос - где дошколята должны научиться читать? – остаётся в подвешенном состоянии.
Ребёнок-дошкольник – не навоз для школы!
Только не подумайте сейчас, что я ратую за обучение дошкольников чтению в угоду школе, совсем нет. Я с институтских лекций запомнила слова одного знаменитого учёного:
«Ребёнок-дошкольник – не навоз для школы!».
Да и не одна я, а многие сегодня согласны с лозунгом:
«Не ребёнок – для школы, а школа – для ребёнка!»
Так вот, начало обучения чтению до школы нужно САМОМУ РЕБЁНКУ, потому что – посильно для него, и само обучение пройдёт даже эффективнее, чем у первоклассника. К тому же, известно, что многие дошкольники учатся читать сами, лишь с небольшой подсказкой взрослых.
Также, начало обучения чтению до школы нужно СЕМЬЕ, чтобы родители могли сохранить свои нервы и не ломать голову: где бы обучить малыша чтению?
Дошкольника научить читать очень легко
Не очень скромно приводить в пример себя, но должна сказать, что меня научила читать (вернее, я сама научилась) моя неграмотная бабушка, которая знала только половину букв, да и то она произносила их: «Бы, Пы, Ды», вместо «Бэ, Пэ, Дэ».
А вот уже я сама, будучи ученицей третьего класса, с лёгкостью научила читать своего пятилетнего брата, без всяких затруднений и педагогического образования.
Лучше приведу подобный комментарий одной моей читательницы:
Я учила свою сестру читать (ей было 3.5 года, мне – восемь лет) по обычному школьному учебнику вроде букваря – дело было в СССР ))).
Помню, что там в каждой главе была буква, слоги с этой буквой, потом простые слова и коротенькие предложения.
Я приходила из школы, забирала сестру из детсада, и мне было скучно дома с ней одной, вот и учила.
Научилась она быстро. Родители очень удивились, когда обнаружили, что она умеет читать – они не знали о моем педагогическом порыве )))
В 4.5 – 5 она уже писала собственные сказки и читала их нам (очень смешные сказки были). Насколько я помню, начальная школа у нее прошла совершенно нормально.
Мой внук к трём годам выучил и русский алфавит, да ещё и английский (я считаю это – мусорные знания, просто – эксплуатация детской памяти), да и считать научился до 100 и дальше. Я просто негодую, что учёные и чиновники от Образования, любящие поговорить о детском развитии и развивающем обучении, десятилетиями сами плетутся у нас где-то в хвосте детского развития!
Никаких «занятий» - только игры!
Кто-то может подумать – что вот мол, отнимают у детей детство – садят раньше времени за учебники. Совсем нет!
♥ Подпишитесь на мой канал "За семью, детство, образование!" ♥
Я до мозга костей впитала лозунг: "Не навреди!" и понимание необходимости беречь здоровье детей. В первую очередь, взрослым нужно заботиться о достаточной ФИЗИЧЕСКОЙ активности ребятишек.
А считать можно количество кошек и голубей во время прогулки, а буквы можно рисовать палочкой на песке. Никаких особых «занятий», что в представлении многих означает – сидеть долгое время за партой – можно не проводить. Разве что, делать исключение на время лепки или рисования.
______________________________
А что вы думаете об обучении чтению дошкольников? Мне интересно ваше мнение. Напишите в комментариях, пожалуйста.
А разговор обязательно будет продолжен. Эта тема очень важная для наших детей и для семьи.
**********************************************