Найти тему
Думающий геймер

Dear Esther. Интерактивное письмо на фоне красот Гебридских островов.

Оглавление

Приветствую всех любителей тайн и исследований на моём канале! Сегодня у нас в гостях нечто совершенно нетипичное для меня. Знакомьтесь, Dear Esther, путешествие по собственной памяти, игра о любви, принятии, одиночестве.

О чём игра?

Крушение. Герой начинает свой путь по острову. Перед ним — скалы, холмы, неприметные тропинки, затерянные между каменными исполинами, море цветов и трав, растущих на продуваемых равнинах. Всё это — одна большая декорация для пожалуй самого поэтического и запутанного письма, посвященного любимому человеку. Следуя вперёд к мерцающим вдали огням радиовышки, игрок познакомится не только с красотами Гебридских островов, но и выяснит, кто же такая Эстер, и что с ней случилось.

Первая локация, в которой мы оказываемся, сразу демонстрирует упадок, показывает, насколько одичало это место.
Первая локация, в которой мы оказываемся, сразу демонстрирует упадок, показывает, насколько одичало это место.

А как в это играть?

От вас ничего не потребуется, кроме ходьбы. В игре не используются дополнительные клавиши для того, чтобы взаимодействовать с предметами, вы здесь выступаете как простой путник, гуляющий по холмам, и слушающий истории о не таком уж далёком прошлом. Казалось бы, получается, что перед нами игра без непосредственного игрового процесса.

Но исследование — не всегда подразумевает непосредственное взаимодействие. Иногда — это медитативный, пассивный процесс, протекающий вопреки вашему желанию, который существует исключительно для истории. А история в Dear Esther не требует вашего участия, она здесь ради себя самой.

Повествовательная часть бывает местами весьма сложна для восприятия. История в Dear Esther не из тех, что можно взять с наскока.
Повествовательная часть бывает местами весьма сложна для восприятия. История в Dear Esther не из тех, что можно взять с наскока.

Размышления о сюжете и повествовании.

В нашем мире, заполненном до краёв человеческими переживаниями, эмоциями, чувствами, почти всегда с избытком хватало историй, в которых любовь правила бал. Dear Esther стала одной из них, но будучи на голову выше выхолощенной романтики, эта игра говорит на совсем ином языке.

Здесь нет привычных словесных конструкций, демонстрирующих то, как один человек превозносит другого. Напротив, о любви главный герой говорит с помощью памятных событий, предметов, образов. Всё очень тактично, сдержанно, не чувствуется, что из игрока хотят выжать слезу.

Тут и там можно встретить следы былой активной деятельности человека.
Тут и там можно встретить следы былой активной деятельности человека.

Тем не менее, форма передачи сюжетной информации в Dear Esther весьма неоднозначна. Мне прекрасно понятно, чем было обусловлено использование эпистолярного формата повествования, но и в нём есть определённые правила, которые разработчики решили преступить.

К примеру, во многих произведениях, в которых повествование ведётся через письма или дневники ("Дракула", например) автор создаёт некую понятную структуру последовательности событий через даты и числа, либо через внушительную экспозицию, когда нам самим становится сразу ясно, когда и при каких обстоятельствах произошло то событие, которое будет изложено в найденном только что дневнике.

В том же Reveal the Deep, где сюжет подавался как раз через дневниковые записи и письма, мы понимали, когда и с кем происходили описанные события, поскольку есть определенные правила, по которым герои эти послания пишут и, так сказать, "завещают" игроку.

В Dear Esther же нет следования тем правилам построения нарратива через письма и дневники, к которым вы могли привыкнуть, читая книги или играя в другие игры. Тут нет документов, клочков записок, надписи на стенах и камнях присутствуют, но они слишком высокопарны, часто вырваны из общего текста, да и просмотреть их бывает легко.

Сам сюжет, если рассматривать его в сухом остатке, достаточно прост и стар, как и большинство историй о любви. Но когда мы говорим о таком элементе, как потеря дорогого человека, то Dear Esther удаётся сказать своё веское слово, используя память персонажа в качестве словаря символов и знаков.

Взгляните, как получается: переживание вокруг автомобильной аварии в какой-то момент приводят героя к случайному падению в воду. Он не только погружается на дно буквально, но и оказывается глубоко в той области своего мозга, над которой высится толща другой воды — чувств, эмоций, несбывшихся надежд, памяти.

Один из самых ярких моментов - неожиданное погружение в воспоминания о страшной аварии, случившейся с Эстер.
Один из самых ярких моментов - неожиданное погружение в воспоминания о страшной аварии, случившейся с Эстер.

А те символы, которые связывают главного героя с Эстер — фотокарточки, дефибриллятор (как память о попытках спасти возлюбленную), обломки автомобиля — умело вставлены в повествование и подталкивают героя переступить последнюю черту.

А есть ли у игры недостатки?

Вероятно, кого-то из игроков может отпугнуть чересчур поэтизированное повествование, поскольку его бывает сложно понять, а за темпом изложения — нелегко уследить. Кому-то может не понравиться отсутствие непосредственно геймплея.

Не спорю, что отдельным игрокам может не зайти Dear Esther по причине того, что докопаться до трагической подоплеки и разобраться в символах, а потом переварить это, потребует затрат эмоциональных ресурсов, а сейчас хватает других проектов, которым не надо давать шанс и чересчур вникать в них, чтобы получить желаемую отдачу.

Почему же стоит поиграть в Dear Esther?

Игра очень красива. В ней можно столкнуться с такими невероятными пейзажами, что мурашки бегут по кожи. А в некоторых местах картинка просто завораживает, так, что тяжело сдвинуться с места. В первую очередь разработчики постарались передать красоту Гебридских островов, и у них это получилось. Природа сурова своими красками, стальная гладь Атлантики постоянно нарушается волнами, разбивающимися о песчаные берега и скалы. Необузданно.

В игре встречаются завораживающие виды не только на поверхности, но и в подземельях.
В игре встречаются завораживающие виды не только на поверхности, но и в подземельях.

Музыка и звуки в игре тоже удались, и являются одним из способов подачи информации. Композиции, к примеру, могут многое сказать о внутреннем состоянии героя, а вот природа в своём бешеном разнообразии шумов, завываний, свистов, тресков, плеска будет создавать атмосферу другого толка, снаружи героя.

А сколько стоит в это поиграть?

На момент написания обзора (12.08.20) Dear Esther стоит 249 рублей в Steam, 730 рублей на XBOX One в Microsoft Store, и 251 рубль по скидке в PSStore на Play Station 4 (без скидки 719 рублей).

Спасибо за то, что прочитали этот большой и, весьма вероятно, сложный для восприятия обзор. Надеюсь, вам понравился такой необычный формат. Если да, то в будущем я обязательно сделаю ещё подобные обзоры. Буду рад, если вы поддержите меня комментарием, поставите Like и подпишетесь на канал. До новых встреч!