Найти в Дзене
OVER 9000

Уверен, вы не знали: тормоза скрипят не из-за трения!

Казалось бы, банальнейший вопрос: отчего скрипят тормоза? Конечно из-за трения колодок о диски! А вот и нет. Точнее, трение здесь тоже присутствует, но противный звук - не прямое следствие прикосновения колодки к диску или барабану. Но обо всём по порядку.

Итак, как мы знаем из этой статьи, замедление вращения колёс происходит благодаря прижиманию тормозных колодок к диску или барабану. И в этот момент очень часто действительно возникает так хорошо знакомый нам скрип. Но для начала давайте определим, что же из себя представляет данное явление.

Такое скрипеть будет наверняка. Но все ли знают из-за чего?.
Такое скрипеть будет наверняка. Но все ли знают из-за чего?.

Не вдаваясь в тонкости можно сказать, что скрип колодок - это их высокочастотные колебания. И не относительно диска (или барабана), а в своих посадочных местах. Это очень важно понимать для борьбы с этим явлением! Конечно, колебания колодок (как и любых деталей) есть всегда. Но в определённых случаях их частота такова, что мы воспринимаем её как скрип.

Из-за чего так происходит?

Причина номер один: грязь и окалина на тормозном суппорте. В том месте, где с ним контактирует металлическое основание колодки. Очевидно, что любое подвижное соединение двух металлических деталей при окислении и загрязнении поверхности соприкосновения будет подклинивать и скрипеть. Всем известный пример - обычные дверные петли. В нашем случае всё ровно то же самое. Спасает специальная смазка для тормозных систем.

смазка наносится на места соприкосновения колодок с суппортом и скобой суппорта (подробнее по ссылке выше)
смазка наносится на места соприкосновения колодок с суппортом и скобой суппорта (подробнее по ссылке выше)

Причина номер два: несовместимость материалов колодок и диска/барабана. Другими словами, на определённой скорости и при определённой нагрузке, фрикционный материал колодок начинает не скользить, а прилипать к своей "второй половинке". Эти циклы прилипания-отлипания повторяются очень быстро, сливаясь в непрерывный неприятный звук.

Причина номер три: банальное повреждение трущихся поверхностей. Потрескавшаяся фрикционная накладка колодки или прорезанный бороздами тормозной диск - это не только ухудшение тормозных свойств, но и верный путь к возникновению паразитных вибраций - то есть, скрипу.

вот такой "винил" тоже акустического спокойствия не прибавит
вот такой "винил" тоже акустического спокойствия не прибавит

А подытожить хочу советом из личной практики. Если у вас скрипят тормоза - не спешите сразу менять колодки и диски, даже если их внешний вид вам не нравится. Поверьте, даже очень уставшие на вид детали могут ездить беззвучно ещё не одну тысячу километров. А первым делом стоит снять суппорты (или разобрать барабаны) и всё как следует очистить/продуть/промазать высокотемпературной смазкой. В подавляющем большинстве случаев это помогает.