В прошлой статье говорилось о том, в каких условиях оказались осетины после разрушительного нашествия недругов (Суровые и титанические друзья осетин, которые помогли им выжить).
Такие природные условия поспособствовали восстановлению социальной и хозяйственной жизни осетинского народа. (Когда же осетинский народ начал возрождаться?)
Начиная с древности, основной отраслью экономики являлось сельское хозяйство. Причём от успехов ведения хозяйства, а также достижений в этой отрасли зависело благополучие и темпы социального развития осетинского народа. С 15 в. в Осетии были ограниченные земельные ресурсы и бедный хозяйственный потенциал горных ущелий. (Так какие же территории принадлежат Осетии?)
Сама матушка-природа диктовала специфику земельных угодий в горной местности. Например, высокогорные альпийские луга служили летним пастбищем, а на крутых склонах осетины косили траву для животных на зиму. Пашни же маленькими клочками были рассеяны на дне горных долин или на узких террасах.
Земледелие в горах являлось малопродуктивным и не особо продуктивным. Всё начиналось с того, что жителям гор необходимо было очистить пашню от камней, следом за этим осетины носили на эти участки земли почву, которую удобряли навозом и неоднократно разрыхляли её. В том случае, если вблизи была вода, то её использовали для искусственного орошения. Появившиеся всходы пололи несколько раз. Чтобы уберечь посевы от домашних животных, пашню ограждали камнями, собранными в этой местности.
Осетинский поэт, этнограф, живописец, родившийся в 1859 г. в высокогорном Наре, Коста Хетагуров был очевидцем такой системы земледелия. Он писал, что удачный урожай, – это:
Если он успевает созреть, если его не прихватило морозом, не выжгло солнцем, не смыло ливнем или шальным, разбушевавшимся потоком, если его не уничтожило, наконец, градом, – редко превышает сам-четыре.
«Сам-четыре» – устаревшее измерение, означающее собранный урожай в четыре раза больше объема семян, потраченных на посев.
В ущельях, которые расположены на южном кавказском склоне, климат был мягче, соответственно и земля плодороднее. И только в самых южных осетинских долинах, раскинувшихся в зоне закавказского предгорья, урожай был хорошим (сам-тридцати).
Осетины выращивали пшеницу, ячмень, просо и др., обрабатывали землю деревянной сохой, с железным лемехом. В такую соху впрягали несколько волов, а после окончания посева земля приглаживалась плетёной бороной-волокушей.
Сбор урожая происходил с помощью серпов, а с помощью животных мололся собранный урожай.
Об этом всём процессе Коста Хетагуров писал так:
Молотьба производилась посредством нескольких голов рогатого скота, которых привязывали в ряд по радиусу круга, занятого разбросанными снопами и погоняли так, чтобы они описывали концентрические круги.
Эта отрасль хозяйства, т.е. земледелие, была важнейшим занятием в жизни осетин в тот сложный для них период. Они бережно сохраняли свои земледельческие навыки, приобретённые на равнине. Даже древние названия злаковых культур и орудий труда не канули в вечность, а употреблялись повседневно.
Ещё по этой теме:
То, что не вычеркнуть из памяти алано-осетинского народа
Кто нанёс губительный удар по алано-осетинскому народу?
Мог ли осетинский народ выжить после рокового удара?
К чему прибегли осетины, чтобы спасти свой народ?
Как мать-спасительницы собрала осетинских детей-сирот на пепелищах и повела их за собой
Друзья, ставьте лайки, если вам понравилась статья.
И не забудьте подписаться на канал. Подписаться здесь
Добро пожаловать |СеЧеловекВКонтакте. Там больше фотографий, информации и видео. Подписаться здесь