Найти тему
От ума/Без ума

Немного о сюрреализме

Трают Сальвадора Дали и его странные картины. Если спросите кого-либо про сюрреализм, мне кажется, именно это имя вы услышите в ответ. Посмотрев на днях мультфильм «Желтая подводная лодка», я открыла для себя сюрреализм с новой стороны. Сегодня об этом и расскажу.

Жёлтая субмарина
Жёлтая субмарина

Почему сюрреалистические картины такие странные?

Хочется начать с небольшой «исторической справки». Направление сюрреализма появилось во многом благодаря Фрейду.

Сальвадор Дали "Сон"
Сальвадор Дали "Сон"

Для сюрреалистов идеи ученого стали «зеленым светом» для творчества (сильно вдаваться не буду, объясню в кратце). Психику личности Фрейд разделил на три части:

• «Я» - понимание, осознание реальности;

• «Супер-я» - умение следовать социальным нормам и общественным правилам;

• «Оно» - часть, где хранятся подавленные человеческие желания, не реализованные из-за норм поведения.

Таким образом, «супер-я» подавляет творческие инстинкты человека, а из-за перегрузки «оно» возникают неврозы. Подавленные человеческие желания перетекают в сны, временно оголяясь. В эти моменты «супер-я» отступает. Поэтому Дали предпочитал творить сразу после пробуждения: пока еще сон свеж. Получалось, что нормы поведения, мораль и этика перекрывали источник чистой фантазии. Этому сюрреалисты и пытались противостоять.

Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения
Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения

«Пощупать» время

Для меня сюрреализм был всегда только отражением работы мозга художника: работы, может, близки тому, кто их создал, но не зрителю. Именно мультфильм, увиденный мной недавно поменял мой взгляд на сюрреализм.

Работа Хайнца Эдельмана
Работа Хайнца Эдельмана

Художником — постановщиком стал Хайнц Эдельман. По его картинам (можно сказать «на основе этих картин») создавался мультфильм. Получилось сюрреалистично и психоделично.

Работа Хайнца Эдельмана
Работа Хайнца Эдельмана

Одним из запоминающихся моментов стал эпизод, где во время песни Beatles «When I m sixty-four» на экран выводятся слова «Шестьдесят четыре года — это 33 661 440 минут, и одна минута — это долго... Сейчас мы это продемонстрируем».

Скриншот кадра
Скриншот кадра
Скриншот кадра
Скриншот кадра

Включается счетчик: цифры сменяют друг друга, при чем каждый десяток нарисован в своей манере. Здесь есть и отсылки к поп-культуре, и цвета Пепперлэнда, и игры с перспективой и ракурсом, и цифры, будто вышитые разными цветами на фоне (а взаимодействие цветов уже подходит к абстракции). И каким перед нами предстает время? Мы ощущаем его физически, видим на экране, чувствуем в каждой цветной загогулине цифры. Одна минута — это и правда долго!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Игры с пространством

Одной из черт сюрреализма становится несочетаемость, а иногда и противоречие пространств и форм, различные игры с перспективой, когда объекты как бы находятся вне пространства, непонятно где.

Джон немного застрял)
Джон немного застрял)

В «Желтой субмарине» есть также интересный эксперимент с восприятием пространства.

Море Дырок
Море Дырок

Один из пунктов путешествия Beatles — Sea of Holes (Море Дырок). Герои в поисках Пепперлэнда попадают в пространство, заполненной черными кругами. В первые секунды эти круги осязаемы: участники группы натыкаются на них, вертятся, чтобы пройти дальше. А затем перед нами в эпизоде открывается необъятное, белое в черный горошек пространство. И несколько секунд взгляд просто скользит, летит мимо, в глазах все расплывается, но ощущение нахождения в пространстве остается. Поражает его двойственность: это плоскость и объемность, целостность и разрыв (когда дыра все-таки оказывается настоящей.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Искусство коллажа

Не менее интересно в мультфильме представлены и сюрреалистические коллажи. Наиболее ярко они проявляются в том эпизоде, где желтая субмарина прибывает в Лондон. Город мрачен, монохромен — это место, где существуют «одинокие люди, появившиеся неизвестно откуда».

В Лондоне
В Лондоне

На экране появляется отрывок видео, где люди разрозненно шагают не в такт музыке. Субмарина — яркое пятно на фоне черно-белых домах, вырезанных из бумаги и приклеенные под разными, но всегда неправильными углами друг к другу. Все, что изображено на экране — раскрашенные фотографии, которые заставили двигаться. И как это контрастирует с яркими, плавными картинами Пепперлэнда до захвата его Синими Вреднючками.

В Лондоне
В Лондоне

Также интересна (хотя бы потому, что процесс ее создания был очень кропотлив) картина окрестностей Лондона, который Beatles покидают, будучи в желтой субмарине. Фотографии, собранные с отправных открыток, резко сменяют друг друга, при этом очень хорош укладываясь в перспективу. Очень интересный прием!

Lonely people
Lonely people

Немного о политике

Пепперлэнде отражены все идеалы хиппи. Дополняют эту картину слова «LOVE», «YES», «KNOW». И, конечно же, нельзя обойти то, что Beatles спасают страну без помощи оружия и насилия, а просто музыкой и любовью.

Битлы всех спасают)
Битлы всех спасают)

Хайнц Эдельман пережил многое: и нацизм, и коммунизм. Синие вреднючки (которые изначально должны были быть красными, но из-за технической ошибки изменили цвет) — метафора тирании, а воинствующая перчатка - символ давления и угнетения. Симой очевидной метафорой, наверное, стали яблоки — бомбы.

Синие вреднючки
Синие вреднючки
Ландшафт захваченного Пепперлэнда
Ландшафт захваченного Пепперлэнда

По словам создателей, мультфильм не делался для определенной аудитории: ни для детей, ни для взрослых. Он делался потому, что хотелось. И получилось очень даже хорошо. Особенно для тех, кто любит искусство))

Если вам было интересно, читайте также о феминизме в кино и о том, почему главными героями в фильмах становятся злодеи.

Теперь есть навигация по каналу, где статьи разделены по темам. Если вы интересуетесь искусством, то заходите!