Трают Сальвадора Дали и его странные картины. Если спросите кого-либо про сюрреализм, мне кажется, именно это имя вы услышите в ответ. Посмотрев на днях мультфильм «Желтая подводная лодка», я открыла для себя сюрреализм с новой стороны. Сегодня об этом и расскажу.
Почему сюрреалистические картины такие странные?
Хочется начать с небольшой «исторической справки». Направление сюрреализма появилось во многом благодаря Фрейду.
Для сюрреалистов идеи ученого стали «зеленым светом» для творчества (сильно вдаваться не буду, объясню в кратце). Психику личности Фрейд разделил на три части:
• «Я» - понимание, осознание реальности;
• «Супер-я» - умение следовать социальным нормам и общественным правилам;
• «Оно» - часть, где хранятся подавленные человеческие желания, не реализованные из-за норм поведения.
Таким образом, «супер-я» подавляет творческие инстинкты человека, а из-за перегрузки «оно» возникают неврозы. Подавленные человеческие желания перетекают в сны, временно оголяясь. В эти моменты «супер-я» отступает. Поэтому Дали предпочитал творить сразу после пробуждения: пока еще сон свеж. Получалось, что нормы поведения, мораль и этика перекрывали источник чистой фантазии. Этому сюрреалисты и пытались противостоять.
«Пощупать» время
Для меня сюрреализм был всегда только отражением работы мозга художника: работы, может, близки тому, кто их создал, но не зрителю. Именно мультфильм, увиденный мной недавно поменял мой взгляд на сюрреализм.
Художником — постановщиком стал Хайнц Эдельман. По его картинам (можно сказать «на основе этих картин») создавался мультфильм. Получилось сюрреалистично и психоделично.
Одним из запоминающихся моментов стал эпизод, где во время песни Beatles «When I m sixty-four» на экран выводятся слова «Шестьдесят четыре года — это 33 661 440 минут, и одна минута — это долго... Сейчас мы это продемонстрируем».
Включается счетчик: цифры сменяют друг друга, при чем каждый десяток нарисован в своей манере. Здесь есть и отсылки к поп-культуре, и цвета Пепперлэнда, и игры с перспективой и ракурсом, и цифры, будто вышитые разными цветами на фоне (а взаимодействие цветов уже подходит к абстракции). И каким перед нами предстает время? Мы ощущаем его физически, видим на экране, чувствуем в каждой цветной загогулине цифры. Одна минута — это и правда долго!
Игры с пространством
Одной из черт сюрреализма становится несочетаемость, а иногда и противоречие пространств и форм, различные игры с перспективой, когда объекты как бы находятся вне пространства, непонятно где.
В «Желтой субмарине» есть также интересный эксперимент с восприятием пространства.
Один из пунктов путешествия Beatles — Sea of Holes (Море Дырок). Герои в поисках Пепперлэнда попадают в пространство, заполненной черными кругами. В первые секунды эти круги осязаемы: участники группы натыкаются на них, вертятся, чтобы пройти дальше. А затем перед нами в эпизоде открывается необъятное, белое в черный горошек пространство. И несколько секунд взгляд просто скользит, летит мимо, в глазах все расплывается, но ощущение нахождения в пространстве остается. Поражает его двойственность: это плоскость и объемность, целостность и разрыв (когда дыра все-таки оказывается настоящей.
Искусство коллажа
Не менее интересно в мультфильме представлены и сюрреалистические коллажи. Наиболее ярко они проявляются в том эпизоде, где желтая субмарина прибывает в Лондон. Город мрачен, монохромен — это место, где существуют «одинокие люди, появившиеся неизвестно откуда».
На экране появляется отрывок видео, где люди разрозненно шагают не в такт музыке. Субмарина — яркое пятно на фоне черно-белых домах, вырезанных из бумаги и приклеенные под разными, но всегда неправильными углами друг к другу. Все, что изображено на экране — раскрашенные фотографии, которые заставили двигаться. И как это контрастирует с яркими, плавными картинами Пепперлэнда до захвата его Синими Вреднючками.
Также интересна (хотя бы потому, что процесс ее создания был очень кропотлив) картина окрестностей Лондона, который Beatles покидают, будучи в желтой субмарине. Фотографии, собранные с отправных открыток, резко сменяют друг друга, при этом очень хорош укладываясь в перспективу. Очень интересный прием!
Немного о политике
Пепперлэнде отражены все идеалы хиппи. Дополняют эту картину слова «LOVE», «YES», «KNOW». И, конечно же, нельзя обойти то, что Beatles спасают страну без помощи оружия и насилия, а просто музыкой и любовью.
Хайнц Эдельман пережил многое: и нацизм, и коммунизм. Синие вреднючки (которые изначально должны были быть красными, но из-за технической ошибки изменили цвет) — метафора тирании, а воинствующая перчатка - символ давления и угнетения. Симой очевидной метафорой, наверное, стали яблоки — бомбы.
По словам создателей, мультфильм не делался для определенной аудитории: ни для детей, ни для взрослых. Он делался потому, что хотелось. И получилось очень даже хорошо. Особенно для тех, кто любит искусство))
Если вам было интересно, читайте также о феминизме в кино и о том, почему главными героями в фильмах становятся злодеи.
Теперь есть навигация по каналу, где статьи разделены по темам. Если вы интересуетесь искусством, то заходите!