Найти в Дзене
Виражи истории

Рога на голове и сбритые брови - так выглядят настоящие средневековые феи

Целых 100 лет женщины 14-15 веков во Франции и Бургундии носили странные головные уборы в виде длинного остроконечного или усеченного колпака. В Англии, Польше, Венгрии и Германии тоже носили, но не с такой страстью и любовью, и не так долго.

Средневековая книга в форме сердца
Средневековая книга в форме сердца

Этот головной убор называется эннен (геннин , эннин или хеннин), что в переводе буквально означает "рогатая". Считается, что его придумала Королева Франции Изабелла Баварская примерно в 1395 году. Та самая королева, которую часто называют "Средневековой Марией-Антуанеттой" за страсть к роскоши и пирам.

Форма эннена соответствует общему направлению, свойственному готическому периоду средневековья: формы стремились вверх, принимая вид вытянутого треугольника, утончались. И в самом костюме так же преобладали прямые вытянутые линии: шлейфы, длинные рукава, развивающиеся на ветру накидки.

-2

При дворе Изабеллы Баварской зародилась ещё одна интересная модная тенденция. Женщины стремились иметь острое и вытянутое лицо. Считалось,что лишь простолюдинки могут обладать круглыми лицами, а вот дама знатного происхождения такого права не имеет.

Но в силу физиологии не все знатные дамы могли похвастаться заветной формой лица. Поэтому, чтобы не прослыть простолюдинкой и простушкой, они стали прибегать к ухищрениям. Женщины старались удлинить лицо зрительно, сбривали брови и волосы по линии роста на лбу, чтобы увеличить его высоту.

Гобелен с изображением двух фигур под балдахином, Парижский музей декоративного искусства, около 1460–1465 годов.
Гобелен с изображением двух фигур под балдахином, Парижский музей декоративного искусства, около 1460–1465 годов.

Чем знатнее была дама, тем выше был её убор. Знатная принцесса носила эннен высотой 1 метр. А вот дамы рангом ниже - не более 60 см. И высота строго регулировалась. Дамам приходилось приседать, чтобы пройти в дверной проем.

Кстати, такая же ситуация была с модными прическами, которые ввела Мария-Антуанетта в 18 веке.

-4

Основой для конуса служили плотный накрахмаленный лен или картон. Сверху эннен обтягивали дорогой тканью, например шелком.

Часто эннен украшали вуалью, которой придавали форму бабочки. Или же окутывали конус вуалью полностью.

Но эннен не всегда имел форму одиночного конуса.

На портрете Анн де Лузиньян  (Анна Кипрская)
На портрете Анн де Лузиньян (Анна Кипрская)

Со временем он стал раздваиваться и растраиваться. Так что казалось, что у женщины на голове надеты рога или половинка звезды. Под "рогами" головного убора прятались косы, скрученные барашком или волосы, сложенные валиком.

Так же носили эннен в виде усеченного конуса.

Эпоха средневековья, её поздний готический период всегда навевают мысли о чем-то сказочном и волшебном. И изображение девы в подобном уборе настолько укоренилось в сознании современных людей, что если попросить их нарисовать волшебницу из сказки или принцессу, то очень часто они дорисовывают эннен на голову своему персонажу.

Так что сказочные феи, видимо родом из готической Бургундии и Франции.

Настоящие феи лысые и без бровей
Настоящие феи лысые и без бровей

Если статья вам понравилась, пожалуйста:

-7

Ещё о Средних веках:

Круг вокруг розочки, карманы полны трав, прах, прах… Игры родом из чумной Европы

Во что играли дети Средневековой Европы? - изучаем картину Брейгеля