Найти тему
Владимирский тяжеловоз

Посмотрел, на чем ездят люди в глухих деревнях Заполярья. Городским кроссоверам тут не место

С дорогами в России, как известно, дела издревле обстоят не очень. Причин всего две: расстояния большие и воруют многовато, но мы сейчас не об этом. А какие тогда по качеству дороги в Заполярье, то есть там, где волки, простите, в туалет по-большому ходить боятся?

Думаю, ответа не требуется: и так понятно, что дороги плохие – даже асфальт далеко не везде есть. И понятно, что пузотеркам в краю жесткого арктического бездорожья не место, да и прилизанным городским кроссоверам тоже. Поездил по глухим деревням на Кольском полуострове и посмотрел, на чем ездят местные...

Не мог не сфотографировать Дастер
Не мог не сфотографировать Дастер

Городские кроссоверы здесь не в чести, зато Дастеров полно. Террано нет, зато Дастеры пользуются популярностью. Машинка простая, починить если что можно даже в гараже. По ценам тоже не сильно кусается, зато по комфорту с Шеви-Нивой не сравнить. Кстати, Нивы здесь возведены чуть ли не в ранг божества-покровителя оффроуда...

Село Кузомень, Мурманская область
Село Кузомень, Мурманская область

Ту Ниву, что на фото сверху, я сфотографировал в деревне Кузомень. Фактически это наиболее удаленная деревня по берегу Белого моря, куда когда-либо вела и ведет дорога, проезжаемая на автомобиле. На Матизе, правда, проехать не удалось, поэтому последние километров пять пришлось идти пешком.

Моноприводных машин в деревне нет вообще ни одной, потому что ни одна пузотерка или даже кроссовер на 2WD сюда не проедет. А вот на Ниве или на Дастере пять километров по глубокому песку да на злой резине проехать можно без проблем.

Интересно, сколько лет старушке?
Интересно, сколько лет старушке?

Как мне кажется, Нива — это идеальный аппарат для таких условий. Стоит даже новая всего-то пятьсот тысяч, запчасти доступны в любом сельпо, а ремонт можно производить с использованием молотка и чьей-то матери не то что в гараже, а даже в чистом поле.

Особого комфорта от Нивы ждать не приходится, но он здесь и не нужен. В Заполярье ценится проходимость и простота, а все остальное вторично.

Но есть в Заполярье машинки и посерьезнее. Догадались, какие?
Но есть в Заполярье машинки и посерьезнее. Догадались, какие?

УАЗ для деревень за Полярным кругом служит альтернативой Ниве, когда в салоне нужно побольше места. "Буханка" в здешних краях является универсальным микроавтобусом, который служит как для заброски туристов в труднодоступные районы, так и для подвоза продуктов в сельские магазины, куда обычные грузовики не проедут никогда в жизни.

"Буханок" в заполярных деревнях, пожалуй, даже больше, чем "Патриотов"
"Буханок" в заполярных деревнях, пожалуй, даже больше, чем "Патриотов"

Еще есть небольшое количество старых пикапов иностранного производства: Форды Рейнджеры, Митсубиси L200 и Ниссаны Навара. Но по сравнению с количеством "Буханок" и Нив пикапов просто единицы. А почему?

Все просто: где на них запчасти найти в каком-нибудь ПГТ Умба, до которого из деревень, представленных на фото к этой статье, ехать еще двести километров? Зато Нивы с УАЗиками очень ремонтопригодны и запчасти копеечные, ну, а для тех, кто хочет небывалого по местным меркам комфорта, есть Дастеры.

Кстати, бензин в Заполярье стоит меньше, чем в Крыму и Краснодарском крае. Почему так? Ведь сюда везти его намного дороже. Об этом я писал тут