Найти в Дзене

Как торговые сети добивают провинцию. Часть 2

Первую часть я написал еще в феврале, но коронавирусная история увела мои мысли в сторону, а, между прочим, тема очень важная и интересная.

Особенно учитывая, что на моем канале имеется определенный крен в сторону жилой недвижимости, а вот про коммерческую - материалов немного.

Напомню, в первой части речь шла о том, что важную экономическую роль в процессе разорения регионов (и соответственно, богатения столиц) играет экспансия федеральных сетей.

Федеральный ритейл, безусловно, обеспечивает определенное удобство и низкие цены для потребителей, но дается это ценой разорения местных мелких предпринимателей и, соответственно, перераспределением значительной части маржи из регионов в столицу.

Но то были общие рассуждения, а что насчет конкретных цифр?

Попался мне в руки отчет одного аналитического агентства, и я не могу не поделиться выжимками из него с читателями этого блога.

-2

С 2014 года количество точек топ-200 сетей выросло более чем в два раза! Это за шесть-то лет. При этом средняя площадь одной точки резко снизилась (почему так, увидим ниже).

-3

С 2011 года динамика еще более впечатляющая. Темпы роста как в Китае. Количество точек выросло в 3,3 раза, площади выросли в 2,5 раза!

Может быть за это время россияне так разбогатели и это лишь отражение роста товарооборота?

-4

Ан, ничего подобного. Розничный оборот все это время стагнировал и, в сопоставимых ценах едва вырос.

Тогда в чем же дело? Все очень просто: топ-сети забрали всю выручку у рынков и всякой мелочевки.

-5

При этом внутри сетей тоже произошли глубокие тектонические сдвиги. Если в нулевых тон задавали гипермаркеты, то теперь их потеснили дискаунтеры. В отличие от гиперов, мелкие сетевые магазины вступили в прямую конкуренцию с магазинами местных предпринимателей, что естественно, не могло обрадовать последних.

-6

Собственно это прекрасно видно на данной диаграмме. По-моему, комментарии тут излишни. Интересно, что «дискаунтеры» не только захватили рынок, но и сами несколько выросли в размерах (см. среднюю площадь магазина).

-7

Ну, а кто собственно захватил рынок?

Ответ понятен любому, кто выходит на улицу и видит, что везде и всюду сплошные Пятерочки (X5) и Магниты. А также Дикси и «Красное и Белое» (DKBR Mega Riteil). На «остальные сети» пришлось лишь четверть прироста площадей (впрочем, эти «другие» зачастую тоже крупные сети).

Как видим, прошедшее десятилетие стало веком торжества для продуктовых монстров. А шансов у «мелюзги» на таком конкурентом поле практически не осталось.

Больше интересных материалов о недвижимости в Недвиномике