Не спим, не спим, оно того стоит, обещаю! Правда, среди туристов немало людей пожилых, которым до ночи не спать трудно. Но у них есть я: собираю номера кают таких же фанатов, как сама, и иду будить за десять минут да Пьяной...
Что-то я вперед забежала. Мы ведь прошлый кусочек круиза закончили всего лишь на Бронницах, вот от них и продолжим.
Напомню, что у нас маршрут-"кругосветка", значит, назад этой дорогой не вернёмся. Но зато она виртуальная, и можно вам показывать то, что в реальном круизе вечером уже не видно.
Бронницы были во время ужина, помните? После него самые блаженные на теплоходе минуты: игры закатов на реке, никакой шумной анимации, на открытых палубах - истинные ценители реки, ловящие мгновения, когда небо прощается с водой до утра.
Ну, а чтобы вы ещё ближе ощутили эту атмосферу, скажу, что после ужина, в околозакатное время по всему "Сергею Образцову" негромко звучит классика...
Сегодня и мне хочется звучать негромко. Идем последние километры Москвы-реки.
В самые-самые краски обычно попадаем в предпоследний москворецкий шлюз - Фаустово.
Молчит мой микрофон на борту, рассказываю я об этих местах в других рейсах, но вам тихонько можно.
Минут за десять до шлюза было у нас само это село Фаустово, а в нем при свете дня нельзя не заметить очень красивый, как это обычно профессионально говорится, храмовый комплекс. Красивый и радующий тем, что для многих совершенно неожидаем и неизвестен.
Это Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь - ни много ни мало, подворье Соловецкого монастыря. История с названием туманна, как река на рассвете, давайте озвучу вам пока одну версию: в 1654 году указом царя Алексея Михайловича и благословением патриарха Никона на другом берегу Москвы-реки в селе Марчуги основана была Соловецкая пустынь. От Москвы она стояла в 60 км, а от Соловков - в 1635.
В монастыре хранят предание, что сделано это было в благодарность за избавление царской семьи от чумного мора, что изводил в те годы народ на Руси.
Поставили деревянный храм, но простоял он не больше года: 400 с лишним лет назад Москва-река основное течение имела именно под Марчугами, и половодье 1655 года тот храм подмыло. Тогда обитель перевели в Фаустово, где было посуше. Там на Красном холме она и прижилась, отчего второе её имя Краснохолмская. Ставились каменные храмы, царский дом не оставлял её своим вниманием и попечением. До времен государыни Екатерины II, которая немало обители русских разжаловала. Вернулась к жизни обитель в 90-х годах, вернулось и ее историческое имя - Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь.
Пока говорила, мы уже и из шлюза вышли. Впереди - обычно в глубоких сумерках или полной темноте - Воскресенск, растянувшийся на 16 км вдоль реки город подмосковных химиков. Немногие в это время суток загадывают желания под его мостами, да это и неплохо: самое, пожалуй, некомфортное место нашего круиза. Вечером стоит здесь тяжелый запах заводских выбросов, а днем отлично видно, сколько жуткой на вид химической дряни откровенно-бесстыдно сливается в реку...
22.00 Мой рабочий (но не мой круизный) день идет к концу: рассказать, где встретим утро, пожелать теплоходу спокойной ночи, включить "сказку на ночь" и - все, свобода до семи утра. Ну, как свобода... А! Ладно, эта "кухня" вам не нужна)) Вам - вот!
Видели, чтобы по Волге или Каме теплоходы с такими "фарами" ходили? Вряд ли, правда? А здесь и по Оке, которая уже совсем у нас рядом, без прожекторов никак: бакены здесь не имеют электроподсветки, береговые створные знаки тоже без света не прочитать, так что прожектора - наша с вами ночная безопасность. Реки-то эти извилисты, а судовой ход на них узкий да часто еще и жмётся к одному из берегов.
От Москвы до Коломенского кремля 12-13 часов хода, постоянные читатели нашей эпопеи об этом знают. Вот и бужу я иногда своих "заказчиков" где-нибудь в час ночи. Поначалу волновалась, мол, наобещала красоты, а вдруг скажут "подумаешь, лучше бы спали"? Ан нет, за три года никто не сказал! Да и разве можно?
Вот в темноте начинают пробиваться отблески света. Слева, справа? Это река кружит, и мы за ней, сразу и не поймешь. Потом расступаются деревья прямо по курсу...
Господи, воля Твоя! Как же это красиво! Всегда, в любое время суток! Вот так в темноте, когда опрокидываются в черную воду Пьяной луки башни и купола.
На рассвете, когда кажется, что даже движок теплохода стал говорить шёпотом, не желая нарушать таинство восхода и перебивать своим стуком песенное птичье приветствие наступающего нового дня.
Сбавить градус восторга?)) Думаете? Ну, хорошо, можно самым стойким прямо на носу теплохода рассказать коломенскую легенду про Пьяную луку.
Лука́ - излучина, изгиб реки.
В старые времена основной торговый поток шел по реке. Причем река Москва имела огромный товарооборот. Она соединяла Москву, Коломну, города реки Оки — Рязань и Муром, и Волги — Ярославль и Кострома, и в концах своего пути — варягов и греков.
Так вот, купеческие корабли, минуя крутые изгибы-луки, снижали ход и жались к берегу. А на берегу их ждали веселые и пьяные разбойнички. Так удачно ладьи подставили свои широкие бока под выстрел из лука! Лодки на воду и крючья в борта! Развернись плечо, раззудись рука! Гуляй, кто жив остался!
И гуляет Пьяная лука, веселится. Кто до следующего корабля, а кто и дольше. А самого удалого главаря разбойной банды звали Бобреня.
Прямо у Кремля теплоход поворачивает налево, еще капелька времени, и перед нами открывается первый на пути наплавной мост, каких впереди немало, совсем новых и совсем стареньких.
Вот он - часть дороги, ведущей мимо Пятницкой башни в Бобренев монастырь на левом берегу Москвы-реки.
Что ж, теперь туристам точно пора спать)) В этом рейсе Москва-река с Окой встречаются в полной темноте. Минут 40 отсюда до стрелки: под мостом железной дороги, мимо еще двух мостов наплавных, мимо промзоны знаменитого "Коломзавода"...
Вот если бы днем или утром! Утром вы любовались бы чудными храмами чудного города Коломны и почти на самой стрелке рек - казаковскими башенками Старо-Голутвина монастыря. А я бы рассказывала, рассказывала...
Ладно, я и здесь еще расскажу, а сейчас - тс-с-с. До свидания, Москва-река! "Сергей Образцов" выходит в Оку...
Вот одну реку мы с вами и прошли,теперь впереди - "самая русская из русских рек" Ока. Люблю ее безмерно, знаю о ней немало, показать могу и рассказать могу. В следующий раз про то, целовали ли кого царские целовальники, про первый русский военный корабль (да-да, на Оке! и памятник ему есть!), про... В общем, как пойдет) Вы, главное, чтобы не потеряться, запомните этот твит тег - #в круиз с речным гидом
Спасибо, что прочитали! Хотите красивого и познавательного продолжения? Тогда не пожалейте лайк, пожалуйста. Именно на эти статьи я не жалею ни большого времени, ни вложенных эмоций, а ваше внимание - очень энергоемкое "топливо" для продолжения))