Креативность невероятно важна в решении проблем.
Она поощряет и творческий подход, и критическое мышление, а значит, помогает лучше понять проблему и найти эффективное решение.
Структурированный подход к этому вопросу не менее важен.
Модель продуктивного мышления Хурсона способствует креативности в решении проблем и при этом организует весь процесс в понятную систему.
6 этапов модели Хурсона.
Этап 1: Что происходит?
Нужно хорошо понять проблему, с которой вы хотите разобраться.
Здесь нужно ответить на 4 блока вопросов:
- В чем проблема.
Формулируйте ответы на такие вопросы, как:
Что вас беспокоит?
Что раздражает клиентов и на что они жалуются?
Что вышло из равновесия?
Что может работать лучше?
Что заставляет вас действовать именно сейчас?
Перечислите как можно больше вопросов, даже если у вас уже есть хорошее представление о том, какова ваша основная проблема.
Затем используйте диаграмму взаимосвязей (подробнее о методе читайте в статье «Ищем истинную причину проблем в бизнесе.»), чтобы определить ключевую для решения проблему (она может отличаться от того, с чего вы начали).
- Какое влияние.
Составьте список всех заинтересованных сторон и определите положительное и отрицательное влияние, которое проблема оказывает на них.
Вам помогут ответы на следующие вопросы:
На кого эта проблема влияет прямо или косвенно?
Почему это важно для них?
Кто выиграет, если вы не решите проблему?
Кому выгодно, если проблема будет устранена?
- Что такое информация.
Собираем информацию о проблеме:
Что вы знаете о подобной проблеме, а что нет?
Кто и как еще пытался решить эту или подобную проблему раньше?
Что вы можете использовать из этого?
- Что такое видение.
Определите свое видение будущего, как только вы решите проблему. Что будет наилучшим результатом?
Используйте начальные фразы:
«Я хочу ...»
«Если бы мы только могли ...»
«Было бы здорово, если…»
Этап 2: Что такое успех?
Подробнее разработайте свое целевое будущее, определяя, что именно станет успехом в случае решения проблемы.
Хороший способ сделать это:
- Делать - Что вы хотите, чтобы решение реализовало?
- Ограничения - Чего не должно делать решение?
- Инвестиции - Какие ресурсы доступны (деньги, время, люди…)?
- Ценности - Какие ценности должны быть учтены в решении?
- Существенные результаты - Что определяет успех? Как вы будете его измерять?
Этап 3: Что за вопрос?
Цель - создать список вопросов, при положительном ответе на которые, проблема будет решена.
По сути, создаем контрольный чек-лист.
Этап 4: Генерация ответов.
На этом этапе ищите ответы на вопросы, которые были разработаны на этапе 3.
Генерируйте как можно больше возможных решений. И напомню, пока ищите идеи – никак не оценивайте их, просто создавайте список.
Этап 5: Выбрать решение.
Теперь время оценки и отбора ваших идей из этапа 4.
Сначала оцените наиболее многообещающие, на ваш взгляд, идеи, сравнив их с критериями успеха, которые вы определили на этапе 2.
Выберите решение, которое наилучшим образом соответствует этим критериям.
Попробуйте развить эту идею дальше:
Что может сделать эту идею лучше?
Как усовершенствовать решение, чтобы оно лучше соответствовало вашим критериям успеха?
Этап 6: Выберите ресурсы.
Определите людей и другие ресурсы, необходимые для реализации выбранного решения.
Все готово. Теперь начинайте действовать!