Некоторые фильмы, показанные на экране, быстро забываются, некоторые хочется посмотреть еще раз из-за ярких спецэффектов, но через некоторое время даже эти новинки устаревают. Но есть шедевры кинематографа, которые, сколько бы не прошло лет, покоряют сердца зрителей и заставляют о многом задуматься.
Ярким примером такой кинокартины является «Москва слезам не верит», снятая режиссером В.Меньшовым по сценарию В.Черных. Фильм прекрасен уже сам по себе, но всегда интересно сравнить сюжет фильма и произведение.
В.Черных оформил сценарий как самостоятельное произведение гораздо позже, дополнив его, разрешив некоторые противоречия в изначальном сценарии, который он, кстати, написал всего за 19 дней для конкурса сценаристов.
Да, книга, написанная в 90-е годы, и фильм, вышедший в 1980 году - две разные, казалось бы, вещи, но созданы они одним и тем же человеком, который имеет право давать своим героям "новую" жизнь. И, возможно, такой временной разрыв позволил автору сказать в книге то, что бы никогда не пропустили в сценарии 10 годами ранее.
Что же нам не показано в фильме и чем книга интереснее?
В-целом, в книге больше подробностей, уточнений. Переданы мысли и переживания героев.
Нужно учитывать, что книга рассчитана на 18+, так как содержит очень много постельных сцен))
Теперь о героях и сюжете:
Что касается Антонины, работницы строительной бригады, то фильм и книга практически идентичны. Всегда была верна Николаю, работала, родила двух сыновей ( по замечанием в комментариях к моей статье, в фильме у Антонины трое детей. Да, я это знаю, но здесь приоритет отдаю книге). На многое не претендовала, но и не расслаблялась. Единственная из подруг, которая тихо построила свое счастье.
А вот образ Людмилы несколько смягчен в фильме. По книге она была еще более хитра, расчетлива. И, конечно же, любила общество мужчин. Но,как мы знаем, выбирала она мужчину с перспективами, сразу составляла прогноз на многие годы жизни с ним.
Уже к 20 годам за ее плечами было 2 аборта, 12 романтических связей и большой багаж опыта, которым она делилась с подругами. Именно она просвещала их в области отношений с мужчинами во всех подробностях.
Еще до встречи с Гуриным, Людмила познакомилась с высокопоставленным работником, Еровшиным. Он был старше ее вдвое, женат. Их связь продлилась на многие годы. Людмила никогда не претендовала на место его жены. Когда жена умерла, Еровшин решил сделать Людмилу своей супругой, но произошла ли свадьба, мы так и не знаем.
Еровшин сразу заметил Людмилу, особенности ее характера и склада ума. Много раз предлагал ей пойти учиться по линии разведки. Людмила была наблюдательна, легко сходилась с людьми, могла примерять на себя многие роли. Но Людмила отказалась. Ее жизнь – это постоянная погоня за достатком.
Встретив Гурина, выйдя за него замуж, она всеми силами старалась приобрести отдельную квартиру, копила деньги, продавала привезенные Гуриным из Чехословакии вещи. Но, когда пришло время платить первый взнос за квартиру, выяснилось, что Гурин проиграл все деньги на ипподроме.
Долго терпела Людмила пьянство мужа, старалась его вылечить, потом развелась. Все это время связь с Еровшиным она сохраняла.
Интересно, что любовник никогда не ревновал ее к другим, зная об их существовании. Однажды он даже помог одному режиссеру, очередному ухажеру Люды, получить возможность снять героический фильм и прославиться. Дни недели Люды были расписаны, в один день приходил режиссер, в другой – доктор наук…
Мне кажется, в наше время такая женщина была бы замечательным предпринимателем. Но удалась бы ее личная жизнь, неизвестно.
Теперь хочется поговорить о Катерине.
Скромная, работящая, она всегда держит проблемы при себе, все привыкла решать сама. Но в жизни у нее на самом деле много покровителей: академик, начальник участка цеха, где она работает, директор фабрики. Именно директор научил Катерину управлять людьми и предсказал ее директорскую должность. Но директором она стала уже не на галантерейной фабрике, а на Новомосковском химкомбинате. То есть, Катя отучилась по выбранной профессии и работала именно в этой сфере. Если Людмила была расчетливой в личной жизни, то Катерина –расчетливый руководитель, ловко манипулирующий связями, тонкий стратег.
У Кати, уже после рождения дочери, было много любовников. Но мужчины боялись ее. Был чех, с которым она познакомилась при закупке оборудования для комбината. Был еще кто-то. Но больше всего внимания уделяет автор описанию романа Кати с Петровым, работником министерства. Богатый и влиятельный человек, женатый, сразу, в первую же встречу переводит отношения с деловых на личные. И если читать описание их первой встречи, то она очень похожа на встречу в Гошей, а именно поведение мужчин. Сразу перейти на «ты», сделать себя хозяином ситуации, не дать женщине права выбора. Но были и отличия. Почему Катерина не осталась с Петровым? Да потому что в нем она не увидела человека, который может быть защитником, в щекотливой ситуации с приходом тещи, Катя единственная не растерялась… У Петрова было две или три квартиры, дача, деньги, но он показал себя как мелочный и трусливый мужчина. Все ее мужчины до Георгия никогда, по сути, о ней не думали, не думали приятно ей или нет, обрадует ее что-то или нет. Всегда она думала о мужчине…
Александра считает, что Катерине не везет с мужчинами, потому что она «определенная и уверенная», не может выслушать некоторые глупости от мужчин без критики.
Какой же тип мужчин нравился Катерине:
Московский мужчина, быстрый, разворотливый, бойкий на язык, которые закалялись в дворовых и уличных драках. Но ни один из ее любовников таким не был. Зачем она их выбирала, не понятно…
А вот теперь переходим к самому интересному: Катерина и Гоша.
В книге нет никакого самовара и бабульки при их первой встрече в электричке. Есть полупустой вагон, где сидят в-основном, женщины. Ни одна не обратила на Гошу внимания. Только Катя. К ней он и подсел.
В фильме мы видим Гошу постоянно в одной и той же одежде, несколько неухоженным. В книге же он следит за собой, пользуется хорошим одеколоном, у него при встрече с Катериной всегда новая, чистая рубашка. Он, оказывается, умеет водить машину, работает в Институте электроники. Три года, как бросил пить. Это все мелочи, но они создают перед нами уже несколько иной образ. Хотя старинная, замызганная кожаная куртка присутствует везде.
Что приготовил Гоша за те 10 минут, пока Катерина отдыхала после рабочего дня:
Помните тот эпизод, когда Георгий ждет Катю у дома, а потом приходит и готовит ужин? Так вот, по книге, Гоша быстренько пожарил антрекоты, нарезал и почистил селедку, сделал яйца с печеночным паштетом, луком и подсолнечным маслом. В качестве напитка был вермут с апельсиновым соком и кубиками льда.
В фильме режиссер несколько приукрасил этот скромный ужин.
Пикник - в книге это очень важный момент:
По сюжету книги, отправляясь на пикник, Катерина уже знает, что это «показательные выступления», что никакого дня рождения нет. Просто в компании Гоши принято приводить будущих жен на своеобразные смотрины.
И вот как раз на пикнике Катерина напрямую рассказывает Георгию о своей профессии, должности. Но он не хочет этому верить, принимает все за шутку… В фильме же она молчит, как партизан.
В разговоре с Людмилой Катя твердо заявляет, что работу не бросит. А Люда отвечает, как всегда, в своей манере, что, если Гоша ее любит, то смирится. «Но в доме мужик должен быть хозяином.» Людмила характеризует Гошу как самолюбивого человека, который любит быть хозяином положения.
Нет в фильме и очень важных слов Кати, что, если Гога предложит, то она с удовольствием выйдет за него замуж, если нет, то все равно хотела бы быть с ним. А ведь это все расставляет на свои места, объясняет, почему Гоша позволяет себе так по-хозяйски вести себя в Катином доме. Она признала в нем мужа. Но в то же время по книге он более сдержан, не было «пробежки» по квартире при первом ее посещении.
Отношения Георгия с Александрой более тонкие, мужчина немного избегает дочь Кати, стремясь постепенно и ненавязчиво познакомиться с ней.
В фильме все как-то быстро, всего три встречи с Гошей и вот он уже уходит, хлопнув дверью.
В книге же все более подробно и интересно. Гоша часто звонит Кате домой, водит ее в кино, при прощании целует руку. ..В-общем, красиво ухаживает. Когда он на 10 дней уезжает в командировку в Ригу, Катерина с нетерпением ждет его возвращения и уже мысленно планирует свадьбу на Новый год.
И вот, наконец, тот момент, когда Георгий узнает от Рудольфа, что Катя на самом деле руководящий работник. В книге так и написано: «хлопнул дверью». Эмоции захлестнули его. Он почувствовал себя обманутым. Хотя был пикник, на котором все было сказано предельно ясно…
Как же в итоге нашли Гошу?
Совсем не Николай героическими усилиями отыскал слесаря в огромной Москве. А Людмилин любовник Еровшин пригласил специалиста по розыску людей. Мы помним, что Катя не знала фамилии и места работы возлюбленного. Но она внимательно слушала, о чем говорили на пикнике. И там-то она услышала ,что рядом с местом работы Гоши располагается универмаг «Москва», где появились в продаже женские сапоги «Саламандра». Все сотрудники бросились их покупать в обеденный перерыв. Именно по этим зацепкам работник розыска вычислил место работы Гоши – институт Электроники и узнал его фамилию – Скоков. Потом узнали и адрес.
Николай и Гоша при встрече в коммуналке пили водку и пиво. К Катерине приехали на такси…
Подводя итог, хочется сказать, что книга всегда более ярко и многогранно раскрывает образ героя. Актер в кино привносит в роль что-то свое. Но не всегда образ в нашем воображении и киногерой совпадают. Мне кажется, что Георгий в книге – это совсем другой человек, нежели представлен в фильме. Да и Катерина не так скромна и недосягаема для мужчин, как это видится в фильме. По книге она соглашается переспать с мужчинами уже при первой встрече…
Герои не хуже и не лучше, чем в фильме, они просто другие.
Но это мое сугубо личное мнение!