Когда дефектолог проводила своё первое занятие с сыном, она делала очень странный жест, в процессе своей речи — хлопала в ладоши. И когда сын что-то говорил, то вынуждала его делать то же самое.
Эээ… Это не было отдельным упражнением. Просто она так делала.
А потом после занятия сказала делать так же не только во время занятий, но и в жизни.
Говорит ребёнок свои два с половиной слова, а вы предлагайте их отхлопать МА-МА — хлоп-хлоп.
Вот только не объяснила, зачем. Или объяснила, но раз я забыла, значит, мне было не очень понятно.
Тем не менее мы начали хлопать.
Это выглядит странно.
Хотя, если меня читают специалисты и родители, которые знают, зачем это, для них не странно.
Итак, мы хлопали.
Не могу сказать, что это вызвало какой-то протест у сына. Нет, нормально хлопал.
Мы сделали небольшие, возможно, не очень правильные изменения — хлопали не только слоги, но открытые слоги и отдельно стоящие звуки закрытых слогов. Например: КО-Ш-КА.
Это было связано с тем, что в процессе хлопанья я заметила, что если обратить внимание сына на все звуки, он способен их произнести, а хлопки как раз помогают ему выдержать ритм.
Если же хлопнуть только слоги, то это будет КОШ-КА. И тогда он мог сказать только КО-А. Остальное то ли не слышал, то ли что ещё. А с хлопками было лучше.
Чтобы не хлопать на улице, я предложила сыну показывать пальцы. Сжимаешь ладонь в кулак, говоришь и разжимаешь один палец за другим. Всё.
Время шло, я начала смотреть в сторону пособий по речи, потому что о речи появилась возможность хотя бы задумываться, так как она начала развиваться.
И вот если заглянуть в какое-нибудь пособие по развитию речи, то в предисловии там обычно описаны этапы становления. Иногда подробно, иногда кратко.
И вот там периодически присутствует такое — ребёнок чувствует слоговую структуру.
И если само пособие общего характера, галопом по европам, то там обязательно будет крошечная глава про эту самую слоговую структуру, и первое упражнение, которое встречается, это хлопки.
Чтобы ребёнок почувствовал слоговую структуру слова — хлопайте!
Зачем её чувствовать, не понятно, если он не говорит.
Я уверена, если покопаться, можно найти научное объяснение, но на примере своего сына я обнаружила такое:
До того, как мы начали хлопать, сын произносил части слов, обычно первый слог. Иногда говорил слово целиком (мама), иногда начало и конец слова. Вот такими тремя видами воспроизведения слова он владел
А вот после того, как мы начали хлопать, не сразу, у него появился интересный способ: он начал произносить слова, сохраняя его ритмический рисунок, даже если не мог произнести согласные звуки. Например:
УЛИТКА — он говорил У-И-КА.
ПАРОХОД — ПА-А-ОД.
Иногда неправильно произносил даже гласные, но ритм слова старательно сохранял.
Вот таким удивительно полезным стало это на мой неискушённый взгляд нелепое упражнение.
Но. Время продолжало идти.
Мы хлопали.
И дохлопали до знакомства с Берншетейном Александром Николаевичем, советским психофизиологом, из трудов которого выросла теория, которой сейчас никого не удивишь, о том, что всё начинается с движения. Речь тоже. И не движения языка отнюдь. И не движения только пальцев. Но это тема для другой статьи.
Так вот, в пособии, сделанном на основе его теории, так же присутствует в огромном количестве это упражнение и объясняется, почему оно полезно.
Не только для того, чтобы почувствовать слоговую структуру слова, но прежде всего для того, чтобы руки (тело) работали одновременно с речевым аппаратом, тем самым развивая или выстраивая какие-то явно не выстроенные связи в мозгу у ребёнка.
Это если простым человеческим языком. Без коры, мозжечка и белого вещества.
Если кому-то интересно, всё это можно подробно прочесть в интернете. Или в пособии -Движение и речь- Кропенчук О.И., Витезева О.В.
Итак, совершенно простое упражнение, которое, вероятнее всего, сыграло не последнюю роль в запуске и в развитии речи у моего сына. И продолжает это делать.
Удачи и терпения вам!