Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

"Палубная авиация холодной войны" (Из истории авианосной авиации 50–60-х годов ХХ века)

Оглавление

На полетной палубе авианосца "Saratoga" ВМС США. Вверху - взлет штурмовика Douglas A3D-2 "Skywarrior", в центре - истребитель-перехватчик McDonnell F3H-2M "Demon" и истребитель  Douglas F4D-1 "Skyray". 1957 год
На полетной палубе авианосца "Saratoga" ВМС США. Вверху - взлет штурмовика Douglas A3D-2 "Skywarrior", в центре - истребитель-перехватчик McDonnell F3H-2M "Demon" и истребитель Douglas F4D-1 "Skyray". 1957 год

Война в Корее 1950–1953 годов, в которой впервые приняли активное участие реактивные самолеты, дала возможность оценить эффективность примененных военных и технических решений и определить пути дальнейшего развития военной авиации.
В полной мере это относится и к палубной авиации, как к кораблям, так и к самолетам. В Корее США использовали приспособленные для базирования реактивных самолетов авианосцы Второй мировой войны типов «Midway» («Мидуэй») и «Essex» («Эссекс») и палубные самолеты первого поколения, уступавшие лучшим самолетам того времени МиГ-15 и «Sabre» («Сейбр»).
Опыт войны показал, что для эффективного использования реактивной авиации необходима глубокая модернизация существующих авианосцев и постройка новых, специально предназначенных для базирования современных самолетов.
В 1950-е годы в США прошли модернизацию все три корабля типа «Midway» (60000 т) и полтора десятка типа «Essex» (40000 т). Характерным отличием всех модернизированных авианосцев стало наличие угловой полетной палубы, концепцию которой предложил морской летчик Д.Ф. Кемпбелл (D.F. Campball) на конференции в английском Бедфорде в августе 1951 года.
Сначала в феврале следующего года на палубе легкого авианосца «Triumph» («Триумф») нарисовали краской посадочную зону под углом 5,5° к ДП, на которую были произведены имитации посадки.

В течение 1952 года аналогичные испытания прошли и в США на наземном макете палубы авианосца «Midway». Достоинства были очевидны, и в конце того же года, в ходе ремонта после возвращения с Корейской войны, на американском авианосце «Antietam» (типа «Essex») появилась угловая палуба, отклоненная влево от ДП сначала на 8°, а затем на 10,5°.
В 1955 году вступил в строй суперавианосец «Forrestal» («Форрестол»; 80000 т), изначально рассчитанный на вооружение реактивными самолетами.
Затем последовали однотипные с ним «Saratoga» («Саратога»; 1956 г.), «Ranger» («Рейнджер»; 1957 г.) и «Independence» («Индепенденс»; 1959 г.), а также корабли типа усовершенствованный «Forrestal»: «Kitty Hawk» («Китти Хок»; 1961 г.), «Constellation» («Констеллейшн»; 1962 г.), «America» («Америка»; 1965 г.) и «John F. Kennedy» («Джон Ф. Кеннеди»; 1968 г.)

Несколько ранее,
в 1961 году, в строй вошел первый в мире атомный авианосец «Enterprise» («Энтерпрайз») водоизмещением свыше 90000 т. От своего старшего партнера стремилась не отстать и Великобритания, все еще считавшая себя великой морской державой. В первой половине 1950-х годов угловыми палубами оборудовали входившие в состав британского флота авианосцы «Arc Royal» («Арк Ройал») и «Eagle» («Игл»), постройки середины 1950-х годов, водоизмещением около 50000 т, а также четыре типа «Hermes» («Гермес»): «Victorious», «Centaur», «Albion» и «Bulvarc».
Кроме того, все перечисленные выше корабли получили мощные паровые катапульты и современное оборудование для посадки самолетов. Причем именно англичане изобрели как паровую катапульту, так и угловую палубу, обеспечивавшие одновременный взлет и посадку реактивных самолетов.
Франция имела авианосец «Arromanches» («Арроманш») водоизмещением около 23000 т, (ранее британский «Colossus» — «Колоссус»; передан Англией в 1946 г.). В 1955 и 1957 годах были заложены однотипные современные корабли «Clemenceau» («Клемансо») и «Foch» («Фош») водоизмещением свыше 30000 т, вступившие в строй в
1961 и 1963 годах.
Одновременно со строительством кораблей-носителей началось создание и палубных реактивных самолетов второго поколения.

1. Истребители и истребители-бомбардировщики

Взлет истребителя Chance Vought F7U «Cutlass» с палубы авианосца
Взлет истребителя Chance Vought F7U «Cutlass» с палубы авианосца

Chance Vought F7U «Cutlass» («Катлесс»).
Ставшие достоянием победителей результаты исследований и испытаний первых реактивных самолетов германских авиаконструкторов показали, что для достижения скорости звука необходим переход от прямого крыла к стреловидному. Поэтому фирма «Чанс Воут» для истребителя, работа над которым началась
27 июня 1947 года, выбрала схему среднеплана со стреловидным крылом, двухкилевым хвостовым оперением по аэродинамической схеме «бесхвостка» и с двумя ТРД фирмы «Вестингауз» («Westinghouse») J-34. Самолет получил индекс F7U-1 и название «Cutlass» и впервые поднялся в воздух 28 сентября 1948 года.
F7U-1 был построен малой серией, 19 машин, и использовались они для испытаний, в ходе которых разбились пять машин и погибли два летчика. По требованиям ВМС фирма разработала две модификации — F7U-2 и F7U-3, имевшие ряд усовершенствований. С новыми двигателями J-46 самолет F7U-3, пошедший в серийное производство, развивал скорость 1130 км/ч и скороподъемность 63 м/с. Нормальная взлетная масса составляла 9 т, радиус действия — 480 км. На истребителе имелись четыре 20-мм пушки и два пилона для подвески бомб и реактивных снарядов.

Первый полет F7U-3 состоялся
12 декабря 1951 года. Всего было выпущено 260 машин, из них 98 с управляемыми ракетами «воздух-воздух» «Sparrow» («Спарроу»). В количестве 12 единиц был выпущен разведчик с тремя фотокамерами в удлиненном носу.
Карьера «Cutlass» оказалась недолгой. Его приняли на вооружение в
апреле 1954 года. Периодически некоторые эскадрильи этих самолетов базировались на авианосцах, в частности на «Intrepid» («Интрепид»), участвовавшем в марте 1956 года в демонстрации силы в Средиземном море во время первой арабо-израильской войны. Его истребители совершали патрульные полеты в состоянии боевой готовности, правда, с марта того же года самолет уже начали снимать с вооружения.
Из-за низкой надежности (
с июля 1952 по август 1956 г. произошло 78 летных происшествий, из них более четверти закончились гибелью пилотов) F7U-3 не стали передавать в авиацию резерва. Однако «Cutlass» на околозвуковых скоростях превосходил «Fury» («Фьюри») и «Cougar» («Кугуар»). Считалось, что в маневренном бою F7U-3 мог справиться с МиГ-15 и «Sabre». Это был первый палубный самолет бесхвостой схемы со стреловидным крылом, первый палубный истребитель-ракетоносец и первый в мире самолет, осуществивший бомбометание на околозвуковой скорости.

Истребитель Douglas F4D-1  «Skyray»
Истребитель Douglas F4D-1 «Skyray»

Douglas F4D «Skyray» («Скайрэй»).
Первый истребитель F4D «Skyray» взлетел
23 января 1951 года. Самолет имел треугольное крыло с закругленными боковыми кромками и стреловидной задней кромкой. В серию самолет пошел с ТРД «Pratt and Whitney» («Пратт-Уитни») J-57, с которым 5 июня 1954 года в горизонтальном полете он превысил скорость звука. Скороподъемность достигала 76 м/с, взлетная масса приближалась к 9 т. Вооружение состояло из четырех 20-мм пушек и двух 900-кг бомб или 76 реактивных снарядов «Mighty Mouse» («Майти Маус»).
Поздние F4D-1 несли управляемые ракеты «воздух-воздух» «Sidewinder» («Сайдуиндер»). Запас топлива, равный 2840 л, обеспечивал 45 минут полета и мог быть увеличен за счет подвески двух баков по 1136 л. Истребитель «Skyray» получился прекрасным самолетом с отличной управляемостью. Первая их эскадрилья прилетела на авианосец «Franklin D. Roosevelt» («Франклин Д. Рузвельт»)
весной 1956 года, а в следующем году флот располагал уже пятью такими эскадрильями. Основной задачей «Skyray» являлся перехват бомбардировщиков, приближающихся к авианосцам. Производство этих истребителей продолжалось до декабря 1958 года. Всего было построено 420 машин. Ко второй половине 1960-х годов самолет устарел, да и повоевать ему не довелось, но добрая слава о нем была вполне заслуженна.

Истребитель-перехватчик McDonnel F3H «Demon» во время полета
Истребитель-перехватчик McDonnel F3H «Demon» во время полета

McDonnel F3H «Demon» («Демон»).
К созданию этого истребителя-перехватчика фирма «Макдоннел» приступила
в начале 1949 года, и по сложившейся на ней традиции присваивать своим самолетам названия всякой нечисти он получил название «Demon».
Первый его полет состоялся
7 августа 1951 года, но из-за неисправности двигателя самолет разбился. Вслед за этой катастрофой последовали еще одиннадцать, унеся жизни четырех пилотов, после чего фирма заменила ТРД «Вестингауз» J40 более надежным «Allison» («Аллисон)» J71-A-2. Взлетная масса самолета достигла 13 т, площадь крыла — 48,2 м2 , максимальная скорость — 1050 км/ч. Серийный F3H «Demon» взлетел в июне 1955 года, а первая их эскадрилья приступила к несению службы в марте следующего года.
F3H «Demon», казавшийся поначалу неудачным, стал одним из лучших истребителей-перехватчиков своего времени. Основное его назначение — дальняя ПВО авианосных групп (ближней занимались более легкие истребители).
Вскоре фирма начала работы по применению на нем управляемых ракет «воздух-воздух», и первым с ракетами «Sparrow I» стал F3H-2M. Получив же на вооружение «Sparrow III» с полуактивной головкой самонаведения, эти самолеты стали полноценными всепогодными перехватчиками. Первые F3H-2M «Demon» принял на свою полетную палубу авианосец «Midway», а на конец 1950-х годов на флоте имелась 21 эскадрилья этих истребителей. Их производство продолжалось
до 1959 года. Было изготовлено 519 машин.
С 1961 года они стали вытесняться истребителями «Phantom» («Фантом») и «Crusader» («Крусейдер»), и к концу следующего года осталось всего четыре эскадрильи F3H-2M «Demon», которые служили до 1965 года. В боевых действиях самолет участия не принимал.

North American FJ-2 «Fury» («Фьюри»).
Для флота всегда создавались специальные самолеты. Исключением стал истребитель FJ-2 «Fury». Превосходство F-86 «Sabre»в войне в Корее стало причиной того, что его решило принять на вооружение и командование флотом. Но сделать это оказалось не просто.
Сухопутный «Sabre» нуждался в основательной модернизации. В качестве прототипа фирма «Норт Америкен» («North American») выбрала одну из поздних его версий — F-86E-10. Новый самолет получил название «Fury», точнее, вернули старое, ведь «Sabre» разрабатывался на базе палубного истребителя FJ-1 «Fury».
27 декабря 1951 года опытный образец поднялся в воздух, а серийный FJ-2 взлетел 22 ноября следующего года. С ТРД J47-GE фирмы «Дженерал Электрик» («General Electric») его скорость достигла 1090 км/ч, дальность — 1593 км, а вооружение состояло из четырех 20-мм пушек и двух 454-кг бомб.

В модификации FJ-3M самолет вооружался двумя, а в модификации FJ-4 — четырьмя ракетами «Sidewinder». Вариант FJ-4В нес бомбы массой до 1362 кг или до пяти управляемых ракет «воздух-земля» «Bullpup» («Буллпап»). Эскадрилья корпуса морской пехоты в
марте 1955 года участвовала в средиземноморском походе авианосца «Coral Sea» («Корал Си»). Следующее подразделение перелетело на авианосец «Hancock» («Хэнкок») после его модернизации.
При этом FJ-2 стал первым самолетом, взлетевшим при помощи паровой катапульты и впервые в США совершившим
22 августа 1955 года посадку на авианосец «Bennington» («Беннингтон») с использованием новой зеркальной посадочной системы.
Единственный случай боевого применения «Fury» был отмечен
в 1962 году, когда две эскадрильи FJ-4В авианосца «Lexington» («Лексингтон») наносили удары по наземным целям в Лаосе. За три месяца был потерян всего один самолет, ставший и первым в морской авиации США, подбитым над Юго-Восточной Азией. Поврежденный зенитным огнем, он сумел дотянуть до корабля. Пилот остался жив.

Истребитель Grumman F9F-8 «Cougar» на палубе авианосца "Hornet" ВМС США,1957 год
Истребитель Grumman F9F-8 «Cougar» на палубе авианосца "Hornet" ВМС США,1957 год

Grumman F9F «Cougar» («Кугуар»).
Этот самолет стал первым палубным истребителем со стреловидным крылом, принятым на вооружение. В его основу лег «Panther» F9F-5 с новым крылом стреловидностью 35°.
В сентябре 1951 года начались полеты в испытательном центре, а на фирме развернулось производство F9F-6 «Cougar» с ТРД «Пратт-Уитни» J48-H-6. Последующие «Cougar» получили двигатели J48-P-8 с увеличенной тягой.
В ноябре 1952 года эскадрилья на Атлантическом побережье переучилась на новый истребитель. Его поведение в воздухе почти не отличалось от «Panther», и летчики быстро его освоили. Максимальная скорость F9F-6 1052 км/ч более чем на сотню превышала скорость «Panther». До февраля 1960 года было изготовлено 1985 «Cougar».
В апреле 1954 года три самолета совершили дальний полет из Сан-Диего на Тихом океане до Нью-Йорка (3923 км) за неполные четыре часа, дозаправившись в воздухе один раз. В октябре 1956 года другая тройка выполнила более сложный полет с двумя заправками в воздухе и одной на земле, взлетев в Калифорнии и долетев до Нью-Йорка и обратно. Лучшее полетное время составило 10 ч 49 мин. После F9F-6 флот получил 168 единиц F9F-7, а больше всего было выпущено F9F-8 — 712 машин, включая F9F-8B и F9F-8P. «Cougar» не только состоял на вооружении флота, но и развлекал на авиационных праздниках любителей авиации. Пилотажная эскадрилья «Blue Angels» («Голубые Ангелы») летала на нем с 1955 до 1958 года.

De Havilland «Sea Vixen» («Си Виксен»).
В
феврале 1954 года английский флот заказал фирме «De Havilland» («Де Хевилленд») палубную машину с двумя ТРД, первый полет которой состоялся уже 20 июня следующего года. В течение года прошли испытания на авианосце «Arc Royal».
Угол стреловидности крыла составлял 40°, взлетная масса — 15750 кг, скорость достигала 1050 км/ч, потолок — 14600 м. В состав вооружения входили четыре УР «Blue Jay» («Блю Джей») и две 454-кг бомбы. Серийный «Sea Vixen» взлетел
20 марта 1957 года, а затем они поступили на вооружение ударных авианосцев. Зимой 1960–1961 годов несколько «Sea Vixen» с авианосца «Сentaur» демонстрировали силу у берегов Кувейта. Получив заказ на модернизацию, фирма вооружила самолет УР «Red Top»(«Ред Топ») и «Bullpup». Взлетная масса возросла до 16650 кг, и «Sea Vixen» стал самым тяжелым английским палубным самолетом. Было построено 148 экземпляров.
В конце 1964 года, базируясь на авианосце «Eagle», самолеты «Sea Vixen» осуществляли блокаду мятежной расистской Родезии у берегов Южной Африки, а авианосец «Hermes» в 1967–1968 годах «демонстрировал силу» у берегов Аравийского полуострова во время Аденского кризиса.

Но британское Адмиралтейство на замену «Sea Vixen» уже выбрало американский сверхзвуковой многоцелевой истребитель «Fantom», несший ракеты «Sparrow», имевшие большую дальность полета, чем английские «Firestreak» («Файрстрик») и «Red Top», а также ракеты «воздух-земля» и солидный груз бомб. РЛС «Fantom» также была мощнее. В 1974 году «Sea Vixen» покинули палубы авианосцев, но еще послужили в базовой ПВО, буксировщиками мишеней и в экспериментальных подразделениях. В музее морской авиации Англии хранится «Sea Vixen» авианосца «Eagle» в летном состоянии и по праздникам радует зрителей эффектным пилотажем.

Истребитель Grumman F11F«Tiger» на палубе авианосца "Forrestal". 4 апреля 1956 года
Истребитель Grumman F11F«Tiger» на палубе авианосца "Forrestal". 4 апреля 1956 года

Grumman F11F«Tiger» («Тайгер»).
Этот одноместный палубный истребитель, оснащенный ТРД «Райт» J-65W-6 («Wright»), первым развил сверхзвуковую скорость в горизонтальном полете
30 июля 1954 года. Фюзеляж «Tiger»в районе крыла имел сужение, а само оно имело очень малую толщину с углом стреловидности 35°. Вооружение состояло из четырех 20-мм пушек, УР «воздух-воздух» «Sidewinder», НР и бомб.
ВМС заказали 157 самолетов, которые оказались простыми в пилотировании, нетрудоемкими в обслуживании и почти безаварийными. С новым ТРД «Дженерал Электрик» J-79GE-7
13 апреля 1958 года «Super Tiger» достиг скорости 2005 км/ч, а двумя днями позже — высоты 23466 м. Однако фирма «Чанс-Воут» уже выпустила проект прекрасного многоцелевого истребителя F8U-1 «Crusader» («Крусейдер»). Запущенный вскоре в серию, он к 1962 году заменил «Tiger», которые передали в резерв. Несколько машин летали до начала 1970-х годов в качестве учебно-тренировочных и летающих лабораторий.
В 1971 году, когда в Нью-Йорке в качестве музея поставили авианосец «Intrepid», на складе обнаружили законсервированный F11F, ранее базировавшийся на нем, который установили на специальной ферме, имитируя его взлет с корабля.

Vought F8U «Crusader» («Крусейдер»).
Для своего нового истребителя фирма «Воут» («Vought») выбрала схему высокоплана с изменяемым углом установки крыла. На взлете и посадке угол атаки увеличивался на 7°, что заметно улучшало взлетно-посадочные качества сверхзвукового самолета. Крыло имело постоянную стреловидность 42°. В носу фюзеляжа под обтекателем антенны РЛС находился овальный воздухозаборник.
Двигатель ТРД J57-P-11 развивал тягу 5000 кг. Запас топлива составлял 5000 л. Вооружение включало четыре 20-мм пушки, контейнер с НУРС «Mighty Mouse» и две УР «Sidewinder».
Самолет получил индекс F8U-1 (позднее F-8A), а разведывательный вариант — F8U-1R. Прототип F8U «Crusader» взлетел 25 марта 1955 года, развив сверхзвуковую скорость, а
4 апреля 1956 года F8U-1 взлетел с катапульты авианосца «Forrestal».

6 июня следующего года два F8U-1 с авианосца «Bon Homme Richard» («Бон Омм Ричард») перелетели из Калифорнии на авианосец «Saratoga» к берегам Флориды за 3 ч 28 мин с одной дозаправкой над Техасом. Причем при посадке пилотов встречал президент Д. Эйзенхауэр.
Еще одним достижением стал трансатлантический перелет с двумя дозаправками четырех F8U-1 «Crusader» на авианосец «Coral Sea» («Корал Си») в Средиземном море.
Истребитель F-8U1 широко применялся во Вьетнаме, показав высокую эффективность в воздушных боях и заслужив имя «убийца МиГов». Последний выход на боевую службу эти самолеты совершили на авианосце «Oriskany» («Орискани») в
начале 1974 года, а разведывательная модификация RF-8G пережила самолеты RA-5C, созданные на замену. Но узкоспециализированный как истребитель, «Crusader» в истории авиации оказался в тени более универсального «Fantom».

Истребитель-бомбардировщик Supermarine «Scimitar»
Истребитель-бомбардировщик Supermarine «Scimitar»

Supermarine «Scimitar» («Симитар»).
«Scimitar» — истребитель-бомбардировщик, разработанный английской фирмой «Супермарин» («Supermarine»), был одним из самых тяжелых палубных самолетов. Его максимальная взлетная масса превышала 15,5 т. С двумя ТРД «Роллс-Ройс» («Rolls-Royce») самолет развивал 1145 км/ч. Дальность полета достигала 2200 км, а потолок — 14000 м.
Вооружение состояло из четырех 30-мм пушек, а на внешней подвеске «Scimitar» мог нести четыре 455-кг бомбы, или четыре УР «воздух-земля» «Bullpup», или четыре УР «воздух-воздух» «Sidewinder».
Серийный «Scimitar» взлетел
11 января 1957 года. В 1960-е годы переделанный в самолет-заправщик, он обеспечивал полеты сменившего его ударного самолета «Buссanееr» («Баканир»), а в качестве тренировочного он летал до конца 1970 года. Всего было изготовлено 76 самолетов, которые несли службу на авианосцах «Arc Royal» и «Eagle».

Истребители-бомбардировщики McDonnel Douglas F4 «Phantom»
Истребители-бомбардировщики McDonnel Douglas F4 «Phantom»

McDonnel Douglas F4 «Phantom» («Фантом»).
На рубеже
1950–1960-х годов объединенная фирма «Мак-Доннел–Дуглас» («McDonnel Douglas») создала исключительно удачный сверхзвуковой двухместный двухмоторный истребитель-бомбардировщик F-4 «Phantom», ставший на долгие годы основным палубным перехватчиком и ударным самолетом. По своим возможностям он перекрывал весь спектр задач тактической авиации.
Его первый полет состоялся
27 мая 1958 года, а испытания на авианосце «Independence» прошли в 1960 году. В следующем году «Phantom» побил мировые рекорды скорости и высоты (2585 км/ч и 30040 м) итогда же был принят на вооружение ВМС и ВВС США. Взлетная масса самолета достигала 25 т, дальность полета — более 3000 км.
В состав его вооружения входили УР «воздух-воздух» «Sidewinder» и «Sparrow», а на внешней подвеске «Phantom» нес ракеты и бомбы общеймассой свыше 7 т. По опыту воздушных боев во Вьетнаме в дополнение к ракетам на нем установили 20-мм шестиствольную пушку. Самолет действовал с различных авианосцев и играл в войне активнейшую роль. Мировая известность, завоеванная «Phantom», способствовала тому, что он состоял на вооружении Англии, Японии, Австралии, Турции, Израиля, Ирана и ряда других стран до сего времени. Всего было произведено свыше 5000 самолетов, служба которых в США продолжалась до
1990-х годов.

2. Штурмовики (ударные самолеты)

Douglas (Дуглас) А3D "Skywarrior" ("Скайуорриор")
Этот штурмовик, созданный для суперавианосцев типа «Forrestal», являлся самым тяжелым палубным самолетом своего времени.Первыми самолетами-носителями атомного оружия корабельного базирования являлись бомбардировщики АJ-2 «Savage» («Сэвидж») фирмы «Норт Америкен», которые в
начале 1950-х составляли основную ударную силу ВМС США. Но, имея прямое крыло и комбинированную силовую установку (два поршневых и один ТРД), они быстро устарели.
Поэтому в конце 1
949 года флотом заключается контракт на новый самолет с двумя ТРД J-57-P-6, взлетевший 28 октября 1952 года. 16 сентября 1955 года, после испытаний опытных образцов, в небо поднялся уже серийный самолет, а в следующем году фирма «Норт Америкен» сдала заказчику 50 штурмовиков, получивших индекс A3D и название «Skywarrior».

Следующей версией стал A3D-2, получивший ТРД J-57-P-10, что позволило увеличить бомбовую нагрузку до 5800 кг. Оборонительное вооружение A3D-1 и первых A3D-2 состояло из двух 20-мм пушек, но вскоре вместо них самолет получил автомат выброса дипольных отражателей для создания помех РЛС противника.
Первый A3D-2 взлетел
12 июня 1956 года, и производился он до 1960 года. Всего было выпущено 164 самолета. В 1962 году A3D-1 получил индекс А-ЗА, a A3D-2 — А-ЗВ, которые состояли на вооружении всех ударных авианосцев. Сами же AJ-2 «Savage» переделали в заправщики.

В
августе 1964 года США вступили в войну во Вьетнаме, в которой «Skywarrior» приняли активное участие. В зоне боевых действий побывали девять эскадрилий. С марта по ноябрь следующего года они действовали над Северным Вьетнамом и над партизанскими территориями Юга с авианосцев «Enterprise» и «Ticonderoga» («Тикондерога»).
В
1966 году карьера «Skywarrior» как ударного самолета завершилась. Он все-таки оказался плохо приспособленным для действий с малых высот, обладал недостаточной маневренностью и был уязвим. Война стоила эскадрилье VAH-4 семи штурмовиков и шестерых летчиков. VAH-2 потеряла две машины. Одну из них сбил китайский J-6 (МиГ-19).
«Дуглас» А-3 «Skywarrior» сыграл заметную роль в истории палубной авиации американского флота. Его создание послужило толчком к строительству суперавианосцев.
Всего было выпущено 283 штурмовика «Skywarrior», один из которых хранится в музее ВМС США на авианосце «Intrepid» у причала Нью-Йоркского порта.

Douglas (Дуглас) A4D «Skyhawk» («Скайхок»).
Во время войны в Корее ВМС решили заменить поршневой штурмовик «Skyraider» («Скайрейдер») на реактивный аналог.
22 июня 1954 года новый самолет, получивший название «Skyhawk» и индекс A4D, совершил первый полет.
Из первых этих 19 машин 9 участвовали в программе испытаний, а остальные ушли на флот. В
октябре 1955 года «Skyhawk» установил рекорд скорости на замкнутом 500 км маршруте — 1118,753 км/ч. В 1956 году 165 самолетов A4D-1 поступили в 18 эскадрилий.
Модификация A4D-2 имела расширенный состав вооружения, включая УР «воздух-земля» «Bullpup», а также компьютерную систему навигации и бомбометания, что привело к увеличению взлетной массы до 10000 кг.

ВМС было поставлено 542 самолета, из них 66 в конце 1960-х годов переоборудовали по заказу Аргентины — они и использовались в фолклендском конфликте 1982 года. Боевое крещение А4D приняли во время Ливанского кризиса в конце 1958 года, где два из них получили повреждения от огня с земли.
Первыми у берегов Вьетнама в
августе 1963 года появились А-4В на авианосце «Oriskany», а первыми применили оружие А-4С «Skyhawk» в ходе инцидента в Тонкинском заливе. А-4В также использовались и как истребители на авианосцах «Bennington» («Беннингтон») и «Kearsarge» («Кирсардж»), которые оказались малы для сверхзвуковых F-8 «Crusader» и F-4 «Fantom».
Последним во Вьетнаме побывал «Intrepid» с эскадрильей А-4В, вооруженной УР «Sidewinder». Простой и недорогой многоцелевой самолет оказался популярен в мире. Было построено около 3000 машин разных модификаций, которые летали в девяти странах, в том числе в Австралии, Аргентине и Бразилии, с авианосцев до
1980-х годов.

Dassault «Etendard» («Этандар»).
В
1950-е годы фирма «Авион Марсель Дассо» начала разработку ударного самолета, способного нести ядерное оружие. 24 июля 1956 года состоялся облет штурмовика «Etendard-IV». Причем двигатель для него, который стал прародителем многочисленного семейства «Atar» («Aтар»), проектировали немецкие инженеры в альпийском городке Рикенбах.
Под носовой частью фюзеляжа размещалась антенна наведения двух противокорабельных ракет, подвешенных на внутренних подкрыльевых пилонах. На внешних пилонах подвешивались две УР «воздух-воздух» «Sidewinder» для самообороны. Кроме того, «Etendard-IV» имел две 30-мм пушки и мог брать 68-мм НУР.
Эксплуатация намечалась с новых французских авианосцев «Clemenceau» и «Foch». Предполагалась также возможность экспорта для вооружения авианосцев индийского «Vikrant» («Викрант») и австралийского «Melbourne» («Мельбурн»).
В
сентябре I960 года «ЭтандарIVM»-02 совершил успешную посадку на авианосец «Clemenceau». Фирме «Авион Марсель Дассо» были заказаны шестьдесят девять штурмовиков «Этандар-IVM» и двадцать один разведчик «Этандар-IVP».
18 января 1962 году на борту «Clemenceau» состоялась церемония принятия самолета на вооружение. «Этандар» имел взлетную массу 10000 кг. Скорость достигала 1093 км/ч, дальность полета — 1700 км. ...

Продолжение можно найти в сборнике "Гангут" №103/2018

© Г.А. Шевелев