Привет! В снежный и холодный зимний день из окна иллюминатора мы можем увидеть, как какой-то подъёмник чем-то поливает наш самолёт. А вдруг мы горим и нас тушат, вдруг что-то идёт не так, а почему только зимой? Давайте разберемся!
Лёд, уходи!
Полив самолёта жидкостью из специальных машин называется противообледенительной обработкой (De-Icing, Anti-Icing). После закрытия всех дверей и люков самолёт отправляется на специальную площадку, где к нему подъезжают специальные машины-элефанты (англ. слон), они похожи на обычные подъёмники. В самой машине находится около 5 м³ противообледенительной жидкости, которая под давлением распыляется из специальной форсунки, которой управляет оператор. Предвосхищая вопросы о том, что же это за длинные палки располагаются по бокам от форсунки, отвечу: это специальные датчики, которые не дадут оператору ударить самолёт, если они касаются части самолёта, машина автоматически останавливается.
Почему лёд так опасен?
Зачем делать эту обработку на земле, если современные лайнеры оснащены системой противообледенения? Система самолёта может только провести своего рода Anti-Icing, то есть предотвратить это обледенение. Но как же налипшие на земле снег и лёд, для них нужен De-Icing – это устранение обледенения.
Чем чревато обледенение?
- Меняется аэродинамический профиль самолёта. То есть нарушается гладкость и обтекаемость поверхностей. Это не лучшим образом скажется на подъёмной силе.
- Увеличивается масса.
- Замерзание подвижных элементов (механизация). Это вообще может привести к потере управления.
Чем поливают и когда?
Для "облива" самолёта существует 4 основные смеси, в них по-разному смешиваются вода, гликоль, обработка проводится в несколько этапов. Так же эти растворы имеют разную температуру, могут содержать различные полезные для самолёта добавки, могут быть подкрашены красителями, чтобы было видно, что уже облили, а что – нет. Какие жидкости задействовать и проводить ли оьработку вообще решает командир.
Попадание жидкости в двигатель и на стойки шасси очень нежелательно. Но всё же компании разрешают обливаться с запущенными двигателями, чтобы самолёт быстрее взлетел. К чему такая спешка? Противообледенительная жидкость создаёт на самолёте плёнку, на которой ничего не замерзает, но дело в том, что эта плёнка временная и со временем "тает", поэтому нужно взлететь поскорее. После взлёта за дело берётся собственная противообледенительная система самолёта, но о ней в следующий раз.