Кинотеатры стартуют после затяжного перерыва с актуальной на сегодняшний день повестки — расовой сегрегации. Ведь массовые движения под лозунгом #BlackLivesMatter до сих пор не утихают. Однако история картины «В ожидании варваров» колумбийского режиссера Сиро Герра, отмеченного в 2019-м на Венецианском кинофестивале, началась несколько десятилетий назад.
Повествование фрагментировано на четыре временных, а точнее сезонных отрезка: лето (озаглавленное «Полковник»), зима («Девушка»), весна («Возвращение»), осень («Враг»). Сквозь все отрезки времени проходит только главный герой — робкий безымянный Магистрат (Марк Райлэнс) крошечного колониального форпоста на границе неназванной Империи в специально неопознанной для фильма пустыне.
До имперской столицы доходят слухи о том, что на границе расположились варвары, которые в любой момент могут напасть. В поселение приезжает беспощадный инспектор в солнечных очках — полковник Колонелл Джолл (Джонни Депп), планируя навести порядок раньше, чем варвары смогут напасть. Однако, царивший прежде, мир во второй половине фильма превращается в анархию под пытками кочевников от рук Джолла. А Магистрат становится виновником, внешне схожим с Его Воробейшеством из «Игры престолов».
Все бы даже ничего, но вялость повествования и закрытые персонажи, не провоцирующие зрителя хоть на какие-то эмоции, откровенно отвлекают от сути.
Лента выливается в отрывок из сказки про тридевятое царство, тридесятое государство, в котором жили поселенцы да варвары на загадочной границе. Из всех сцен только омывание Магистратом ног Девушки (монголки Ганы Баярсайхан) могут что-то пробудить в зрителе, поскольку это не только самая эротичная, но и самая выразительная фреска из представленных в картине.
В целом Джолл под действием Джонни Деппа обрел совсем не полицейскую походку, но зато спокойствие и выдержку Дона Вито Корлеоне. Однако Роберт Паттинсон в роли офицера Мандела получился поистине интересной фигурой фильма. Полковник Джолл и офицер Мандел — два куска одного целого: первый слишком молод, чтобы сдерживать эмоции, а второй уже с концами охладел за время службы на Империю.
К счастью, «В ожидании варваров» имеет сильные стороны помимо визуала — метафорические. Картина о колонизации земель постепенно обретает притчевый облик, а вывод напрашивается один: завоеватели чужих территорий — призраки для их жителей. Героям фильма Сиро Герра все время приходится надеяться, что именно кочевники окружают границы. Но далеко ли этим кочевникам до варваров, когда с обратной стороны варвары в погонах уже вторглись на их территории?