Найти в Дзене

Нет ли у вашего ребёнка синдрома отличника?

©️ Анна Шанова
©️ Анна Шанова

"А можно мне пересдать перессказ на следущем уроке?" - Дима смотрел на меня блестевшими от слёз глазами. "Дима, но ведь "четвёрка - это хорошая оценка,"- ответила я. Но мальчик не хотел ничего слышать, упорно продолжая просить разрешения пересдать. И вдруг добавил: " Иначе мама снова со мной не будет разговаривать". И тут я поняла, что у мальчика типичный синдром отличника: у него нет права на ошибку и он всегда должен быть на высоте.

Чтобы понять, как формируется данный синдром, нужно посмотреть на семью, в которой растёт ребёнок. Часто ребёнок становится объектом нереализованных амбиций своих родителей. Девочка Лера на вопрос " как дела?" ответила, что её ничего не радует и ей ничего не хочется. Круглая отличница, она устала от школы, беготни по кружкам и секциям. Её мама всё время хотела от неё больше, чем могла Лера, но при этом мама была "троечницей" в школе. А мама Димы была мастером спорта по плаванию, но по каким-то причинам вынуждена была оставить спорт. Потому она часто обижалась на Диму и не разговаривала с ним по нескольку дней, когда он приплывал вторым на соревнованиях. В эти дни ребёнок выглядел особенно подавленным.

Психологи отмечают, что внутренние установки родителей являются прямым отражением психологических проблем у детей. Родители, которые предъявляют повышенные требования к себе, неосознанно перекладывают эти качества на детей, формируя у них синдром отличника. Дети с синдромом отличника тяжело переживают даже мелкие неудачи, в особенности ситуации, когда он не первый, не на высоте. Они не умеют проигрывать и часто дают волю эмоциям, что выражается в слезах или агрессии.

Часто родительская любовь в таких семьях с союзом "если". То есть родители любят своих детей не безусловно, а с определёнными условиями - если ты победитель, если ты получишь "пятёрку", если ты будешь лучшим. Отсюда вечный страх у ребенка потерять любовь родителей. Ребёнок испытывает колоссальный стресс, который может перерасти в серьёзные психологические проблемы.

Думаете, такие дети тянутся к знаниям? -Отнюдь. Часто их не интересуют знания, мотивации и тяги к новому нет. Есть только стремление получить высший балл, ведь именно в нём для них заключается принятие, одобрение и любовь.

Часто для родителей самым важным является прилежность, высокий интеллект, способности и дисциплина. Но во взрослой жизни эти качества не так важны, как уверенность в себе, инициативность, активность и положительная самооценка. Часто "троечники" и школьные хулиганы добиваются в жизни куда больше, чем прилежные отличники. Родители, которые возлагают большие надежды на ребенка, часто не учитывают его индивидуальные возможности, темперамент, скорость усвоения материала и вот уже спортивный мальчик Саша вместо обычной школы учится в физико-математическом лицее, к нему ходит куча репетиторов и он стойко ненавидит математику, в то время как в нём, вероятно, погиб отличный футболист или танцор. А всё потому, что лицей-это престижно, и Вася из соседнего подъезда вон какой умный - учится в такой школе.

Прислушивайтесь к своему ребёнку, не сравнивайте его с другими, не отнимайте у детей детство и право заниматься тем, что им интересно, но помогайте и направляйте, обязательно хвалите за любые достижения. Ведь успешный взрослый получается из уверенного счастливого ребенка, которого принимают и любят безусловно, а не за достижения и оценки.