«Лаборатория Касперского» провела исследование, по результатам которого был оценен средний размер ущерба от действия мошенников, представляющихся банковскими работниками по телефону. Россияне, попавшиеся «на удочку» преступников, в среднем теряют по 5000 рублей.
Представители компании Kaspersky заявили, что по итогам проведенного опроса было выяснено, что с телефонными мошенниками, которые представлялись сотрудниками банков, сталкивались за 2020 г. больше половины граждан РФ. Причем злоумышленники в 90% звонили (реже - писали в социальны сети и мессенджеры, на email). Чаще всего звонки поступали на телефоны граждан в рабочее время – с 11 до 18 часов.
При осуществлении подобных звонков преступники активно используют современные и отработанные техники социальной инженерии. Например, почти в половине случаев звонков они правильно называют отвечающим на звонок их ФИО. Обычно злоумышленники используют следующие распространённые легенды:
- потребность в подтверждении банковских или иных финансовых данных, информации;
- уведомление клиента о блокировании его счета/карточки;
- предложение кредитных средств на крайне выгодных условиях;
- подтверждение перевода крупной суммы средств со счета, необходимость отмены якобы совершенной транзакции.
Чаще всего злоумышленники пытаются выведать у потенциальных жертв коды из присланных от реального банка SMS (для авторизации в мобильном банке и т. п.), информацию с банковской карточки (дата действия, CVV-код). В одним из пяти случаев преступники стараются убедить человека, чтобы тот перевел часть своих средств на безопасный, внутрибанковский счет.
Один из ведущих экспертов компании Kaspersky Сергей Голованов высказался по теме: «На сегодняшний день объемы мошенничества по телефону в России просто поражают. При этом их рост продолжается из месяца в месяц. Несмотря на то, что об этом способе мошенничества давно известно, многие люди до сих пор не способны отличить мошенников от реальных банковских работников, в результате чего лишаются своих денег, доверяя незнакомым личностям по телефону. Стоит напомнить, что реальные работники финансовых учреждений не будут настаивать на продолжении разговора, если вам неудобно говорить, а мошенник обязательно приложит усилия, чтобы разговор и, соответственно, «развод», продолжался. Поэтому, если у вас есть сомнения, необходимо самостоятельно положить трубку и перезвонить на любой официальный номер банка».