Первое, что сразу хочется подметить при прослушивании нового альбома Kansas, так это то, что он звучит очень в стиле того, что группа делала в семидесятые года, и за что она, собственно, в своё время прославилась. На ум сразу же приходят такие роскошные и легендарные альбомы как "Masque", "Leftoverture" и, конечно же, "Point Of Know Return" с их нео-классическим, симфоническим и очень энергичным звучанием. Понятно, что тут есть определённые временные коррективы, так как вместе с прошествием лет меняется и восприятие музыкантами музыки и искусства, но в общем и целом "The Absence Of Presence" с первых же секунд оказывается возвращением группы к своему классическому звучанию. При этом я ни в коем случае не критикую такие альбомы как "Somewhere To Elsewhere" и "The Prelude Implicit": они определённо занимают своё почётное место в дискографии и истории группы. Но сейчас, на исходе творческого пути Kansas, такое возвращение к корням оказывается более чем желанным.
Невольно создаётся ощущение, что альбом был записан при участии всех ключевых участников группы, однако нет: ушедший из Kansas в 2014 году Стив Уолш так и не вернулся, так что "The Absence Of Presence" является четвёртым альбомом коллектива без его участия (не подряд). Более того, большинство новых песен было написано относительно новыми участниками группы, так что тем более удивительно, что им удалось добиться такого аутентичного звучания. Особо постарался гитарист Зак Ривзи, который, без шуток, является автором шести треков из девяти. Если уж так говорить, то к сотворению песен приложил руку лишь один из оставшихся в Kansas оригинальных участников - Фил Эхарт - да и то лишь к лирике. Кому-то такой карточный расклад может показаться неправильным и даже противоестественным, но я думаю, что стоит взглянуть на вопрос немного под другим углом: не стоит забывать, что группа существует ещё с начала семидесятых, а потому её отцы-основатели рано или поздно должны были столкнуться к каким-никаким, но творческим кризисом. Молодая кровь же привнесла в Kansas так нужную им искорку жизни и актуальности, сделав их звучание не только более насыщенным, но и более близким к тому, за что мы их все так любим. "The Absence Of Presence" балансирует на излюбленной группой узкой дорожке, по одну сторону от которой располагается навороченный симфонический прог-рок, а по другую - немного более доступный и прямолинейный AOR. И я готов сказать, что микс этот звучит как никогда хорошо.
Открывающая альбом одноимённая песня сразу же демонстрирует нам всё то, чем Kansas прославились в далёкие семидесятые: не особо тяжёлые, но очень насыщенные гитарные рифы, обильные нео-классические клавишные, размеренная, но очень техничная ритм-секция, эмоциональный и глубокий вокал и, конечно же, атмосферная мелодика скрипки - куда же без неё! Мелодия захватывает не сразу, но погружает вас в свою триумфальную и ностальгическую атмосферу, потихонечку забираясь вам под кожу, а потом, по артериям и капиллярам, в самое сердце. Ещё более эффективной в плане мелодики оказывается "Throwing Mountains", где музыканты намеренно отсылают нас к той вариации немного более коммерческого прога, который был популярен в мире в середине семидесятых и собирал целые стадионы поклонников. Отдельно хочется выделить инструментал в лице "Propulsion 1", чья захватывающая мелодия и плотные богатые аранжировки с лёгкостью удовлетворят и впечатляет даже самого упёртого поклонника классического прога.
Однако я бы сказал, что самым выразительным и запоминающимся треком на альбоме является "Circus of Illusion", который с лёгкостью можно назвать настоящим хитом современного прогрессива. Шикарные инструментальные партии, действительно эмотивный вокал и, конечно же, мелодия на грани человеческого восприятия. Когда песня добирается до припева, то сердце невольно замирает и начинаешь сдерживать себя от того, что не запеть вместе с вокалистом. Хотя... зачем себя сдерживать вообще? "Sensations you'll embrace / You'll see and be amazed / The things that defy all rhyme and reason / With your heart pounding hard and fast / You take the chance and step / In to the circus of illusion" - да, лирика тоже хороша и образна и невольна навевает мне мысли о том же "Point Of Know Return".
Конечно, на альбоме есть свои проходные и незапоминающиеся моменты, и в этом плане особенно хочется гавкнуть на "Animals On The Roof", которая звучит невыразительно и томительно, местами даже как-то вымучено. Примерно то же самое можно сказать и о местной балладе в лице "Memories Down The Line", но тут я бы не был так уверен, - есть у меня предположение, что этот трек ещё сможет раскрыться предо мной с другой стороны - если я послушаю его, к примеру, в другом состоянии духа.
В остальном же - если "The Absence Of Presence" окажется последним альбомом Kansas (в чём я, признаться честно, очень сомневаюсь), то это будет отличным финальным словом: пластинка демонстрирует нам всё то, за что группа снискала десятки тысяч похвал по всему свету и возвращает в их звучание классические нотки и так нужную группе актуальность. Она хороша практически во всех отношениях, так что не проходите мимо старичков и посмотрите, чем ещё они могут вас порадовать!