Среди многочисленных задач, решаемых ВМФ, много раз приходилось решать ему и эту. Тема весьма обширная, попробуем обозначить её крупными мазками :)
Когда приличное количество иностранцев с теми или иными целями оказывались на территории, мягко скажем, не совсем дружественного государства, возникала необходимость предусмотреть их защиту. Кто же мог решить эту задачу лучше, нежели военный флот? Он и артиллерию солидную имеет, и десант в случае необходимости высадит.
Возьмём хотя бы восстание ихэтуаней в Китае в 1900 году, когда целью восставших было вырезать ненавистных пришельцев, неважно, дипломатов, священников или различных других сословий.
Тогда кораблям европейских государств пришлось высаживать десанты и применять артиллерию, как например, русскому флоту в Инькоу, бывшему одним из конечных пунктов КВЖД, где было много наших соотечественников. Китайцы обещали за голову каждого иностранца по курсу :) порядка 35 руб., а за голову русского - 70 руб.
Пришлось высаживать десант порядка 800 моряков, а канонерские лодки "Отважный" и "Гремящий" поддерживали их артиллерийским огнём. Надо понимать, что такое себе могли позволить страны несомненно более сильные, нежели их противники. В те поры во Владивостоке, например, работали массы китайцев, но Китай уж никак не мог позволить себе разместить в бухте Золотой Рог свои военные корабли для их защиты.
А вот Япония, Россия и другие европейские страны могли иметь так называемые стационеры в портах более слабых государств, времена были простые. Примером таких стационеров были "Варяг" и "Кореец", находившиеся в Чемульпо (Инчхон) для "защиты" российского представительства.
Посылались военные корабли и в места, где постоянно не находились, но где возникала опасность для сограждан. Причём их можно было использовать весьма неожиданным способом. Вспомним историю американского броненосного крейсера "Мэн", посланного в Гавану для защиты американских граждан в ходе начавшегося там восстания против испанцев. Истинная причина его взрыва и гибели не установлена до сих пор, однако трагедия послужила удачным поводом для начала испано-американской войны, в результате которой США отжали у Испании Кубу, Пуэрто-Рико и Филлипины.
Надо понимать, что в любом подобном случае флот действет только по прямому приказу своего правительства. А то у нас во многих головах уже отчеканено, что стоит только где-то обидеть американцев, как тут же авианосцы идут, самолёты летят и обидчикам не сдобровать. На самом деле это не так.
Можно вспомнить убийство американских послов в Ливане в 1976 году и в Ливии в 2012 . Флот не отреагировал никак, команды не было. Равно как и после событий в Ливане в 1983 году. 18 апреля 1983 года смертник на заминированной машине въехал в посольство США и взорвался внутри здания. Погибли 63 человека, из них 17 граждан США. 23 октября был взорван грузовик со взрывчаткой у казармы американской морской пехоты. Погиб 241 американец, из них 220 морских пехотинцев (остальные — флотские медики и солдаты). 20 секунд спустя после подрыва казармы морпехов, другой смертник взорвался у казармы французских парашютистов из 1-го парашютно-егерского полка — наиболее уважаемой части ВДВ. Погибли 58 человек.
Таких разовых потерь американцы не имели со времён войны во Вьетнаме, а французы - в Алжире. Реакцией была эвакуация флотами этих государств своих военнослужащих. Правда, американские линкоры постреляли по территории страны, но цели их никак не были связаны с этими терактами.
Раз уж мы упомянули про Вьетнам, то нельзя не вспомнить операцию "Порывистый ветер" - эвакуацию американских граждан, а также их союзников из местного населения в момент взятия Вьетконгом Сайгона. Если бы не флот, всем этим людям никто бы не смог гарантировать жизнь. В общей сложности на корабли 7-го флота было эвакуировано 1737 граждан США и 5595 граждан других стран (в основном вьетнамцев).
Сказать, что всё прошло так уж гладко именно для вьетнамцев, нельзя. Примерно то же, что и при эвакуации Белой армии из Новороссийска и Крыма. Вот один из снмков:
Веротлёты летели так густо,
что для освобождения места для посадки следующих уже разгрузившиеся сбрасывали в море:
В 1991 году десантные корабли США "Гуам" и "Трентон" принимали на борт эвакуируемых из сомалийского Могадишо европейцев. Всего вертолётами было переброшено 281 американских и иностранных граждан , в том числе советский посол в Сомали и 38 советских дипломатов.
А что же наш ВМФ? Тут нельзя не вспомнить события января 1986 года в Южном Йемене. Тогда во время начавшейся там гражданской войны (а можно переворотом назвать) боевым кораблям МТЩ «Запал», плавбазе подводных лодок «Волга», БДК «БДК-101» пришлось участвовать в эвакуации советских и иностранных граждан. Только тральщик "Запал" несколькими рейсами под обстрелом вывез из Адена 1500 советских и более 3000 иностранных граждан. Плавбаза "Волга" подверглась столь сильному обстрелу, что вынуждена была отойти дальше в море и принимать эвакуируемых, доставляемых мелкими плавсредствами по ночам.
Принимали участие в эвакуации и наши гражданские суда, в частности гружёный бензином под завязку танкер "Владимр Колечицкий". Хотя как сказать, гражданский - он таки являлся судном снабжения КТОФ.
В 1990 году и тоже танкер вспомогательного флота КЧФ "Иман"
эвакуировал членов семей (21 женщина и 17 детей) военнослужащих ПМТО с о.Нокра. Тогда шла война за отделение Эритреи от Эфиопиии. Такой способ эвакуации вызвал крайнее неудовольствие эвакуируемых и глав этих семей, поскольку фарватер простреливался сепаратистами. Но другого пути уже не оставалось. Конвой прошел спокойно, потому что с помощью Северного флота Эфиопии был организован по всем правилам войны на море: с ближним и дальним охранением, авиационной разведкой и прикрытием. Сепаратисты сунуться не посмели. Этот поход оказался самым тяжелым по психологическому напряжению всех его участников и относительно спокойным по обстановке на маршруте следования. Из Адена женщин и детей отправили в СССР самолетом.
Отдельная глава - это защита рыбаков разных стран, в том числе нашим флотом советских рыбаков в отдалённых районах мирового океана. Но я этому посвятил отдельную статью, ссылку на которую дам в конце, там и комментарии замечательные.
Как наши корабли защищали своих рыбаков. И как не защищают сейчас.
Флот - длинная рука государства
Какие надо строить корабли или судьба одного броненосца
..............................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь