Космонавтика- одна из молодых и перспективных отраслей науки, где мы до сих пор шагаем в неизвестность. Как США, так и СССР делали первые шаги, которые иногда сопровождались ошибочными решениями. Иногда они позволяли решить сиюминутные и ближнее-срочные проблемы, но в перспективе приводили в тупик и к жертвам, как это случилось с применением 100% кислородной среды в американских пилотируемых программах «Меркурий», «Джемини», «Аполлон» и «Скайлэб» .
О причинах, по которым американцы выбрали 100% кислород, я говорил в отдельно статье (кликай тут).
Была и попытка отказаться от спасательных скафандров на этапе взлет/посадка, которая привела к гибели экипажа «Союз-11», после чего острым образом встал вопрос срочной разработки спасательного скафандра для программы «Союз».
Т.к. применение спасательного скафандра по документации ОКБ-1 (в то время ЦКБЭМ) на кораблях «Союз» не предусматривалось, была поставлена задача в минимальные сроки разработать новое снаряжение, сочетающееся с применяемыми на корабле индивидуальными ложементами амортизационных кресел с минимальными доработками СА.
Проблемы при выборе СК для кораблей «Союз»
Пикантность ситуации заключалась в том, что ни один из ранее созданных СК (СК-1, Беркут и Ястреб) для этой целей не годились, т.к. были разработаны либо для защиты космонавта вне корабля, либо не могли сочетаться с амортизационным креслом «Казбек».
В качестве максимально возможного времени на возврат экипажа на Землю при аварийной разгерметизации СА на наиболее опасных участках полета было принято время 105-125 минут. Рассматривалось несколько вариантов защитного снаряжения: использование различных типов высотно-компенсирующего костюма с пневмомеханической компенсацией избыточного давления в гермошлеме и облегченного скафандра на основе авиационного СК «Сокол».
Были приведены примерки макетов такого снаряжения с ложементами кресел, анализ возможных схем кислородного питания и их массы. В качестве оптимального варианта было выбрано использование облегченного СК с мягким несъемным шлемом с откидывающимся смотровым стеклом и с СОЖ открытого типа, рассчитанного на 2 часа работы, который в последствии получил название «Сокол» и применяется по сей день, претерпев ряд модернизаций.
ВКК-47 и его конструкция
Что касается ВКК-47, который рассматривался в качестве альтернативы скафандру, то это был «классический» высотно-компенсирующий костюм. С одной стороны, применение ВКК в сочетании с гермошлемом на тот момент получило широкое распространение в высотной авиации и в производстве имелись проверенные практикой модели. ВКК-47 по своей конструкции был схож с ВКК-6, имел систему камер натяжного устройства, а так же в его комплект входили высотно-компенсирующие носки и перчатки, которые хорошо видно на фотографии ВКК-47. Более подробно узнать о конструкции ВКК и принципе его действия можно из моей статьи (кликай ссылку).
Гермошлем в паре с ВКК мог обеспечить работу на высотах до 30км. С одной стороны, в отличии от скафандра, ВКК обеспечивал большую свободу движений и простоту одевания т.к. не требовалась герметизация, а индивидуальная подгонка проводилась всего один раз перед началом эксплуатации. С другой, в случае разгерметизации, нахождение в «работающем» ВКК было сомнительным удовольствием, т.к. создаваемое костюмом внешнее (компенсирующее) давление на тело человека, зачастую сопровождается болевыми ощущениями т.к. все тело сдавливается словно одной манжетой тонометра для определения артериального давления.
Причины отказа от ВКК-47
Если в высотной авиации работа ВКК определяется временем, необходимым на аварийный спуск до безопасной высоты, то в случае аварии на космическом корабле, космонавтам предстояло провести до 2х часов. К тому же, поза«эмбриона», предусмотренная креслом «Казбек» была мягко говоря не самой удобной для нахождения в ней в работающем ВКК.
Безусловно, ВКК-47 мог стать временным решением проблемы и спасти жизни космонавтов в случае разгерметизации, но для космонавта это было бы, как сейчас принято говорить «полной жестью», а о том, что испытывает человек оказавшись на высоте 18км в разгерметизированной кабине, я подробно написал в отдельной статье, рассказав собственный случай (кликай ссылку).
P.S. Считаю своим долгом вставить в статью комментарием "Сергей Николаевича", который ценнейшим образом дополняет поднятую тему уникальными пояснениями.
"Причины отказа автор определил не совсем верно, во первых в ВКК-7, а не ;? в позе эмбриона находится удобнее чем в надутом скафандре, но мешал алюминиевый гермошлем не помещавшийся в заголовник и могущий привести к травме головы при не вполне мягкой посадке с большими ударными перегрузками. Во вторых барокамерные испытания ВКК-7 показали невозможность многочасового нахождения в нём на высоте 30 км. Его было очень сложно подгонять с помощью шнуровок на костюме, компенсирующих носках и перчатках и хорошая подгонка получалась не на всех добровольцев, а у тех кому подогнали плохо, что требовало нескольких часов на саму подгонку костюма по телу, были зоны недостаточной компенсации противодавлением костюмом на тело, гда скапливалась кровь, возникали волдыри от гематомы, парагазовой эмфиземы и человек часто терял сознание, а также развивались другие декомпрессионные расстройства из-за применения низкого рабочего давления в 0,20-0,27 кг/см2"
*При написании статьи использованы материалы из книги "Космические Скафандры России" И.П. Абрамов, М.Н. Дудник, В.И. Сверщек, Г.И. Северин, А.И. Скуг, А.Ю. Стоклицкий и экспонаты музея АО "НПП "Зввезда"