Найти в Дзене
InfraOne Research

Как повлияет на развитие инфраструктуры июльский указ?

infraone.ru
infraone.ru

Во второй половине июля власти определили национальные цели до 2030 года и в течение осени готовятся изменить в соответствии с ними параметры майского указа и нацпроектов, ранее рассчитанных на более короткий срок.

Из нашего нового обзора можно узнать, как эти планы могут повлиять на развитие инфраструктуры, какие национальные проекты они уже затрагивают, и как экономический кризис сказывается на текущем финансировании проектов в рамках майского указа?

  • Бюджетное исполнение мероприятий комплексного плана по‑прежнему выше, чем год назад: по итогам января — июля оно составило 38,4 % против 26,5 % за аналогичный период 2019‑го. В мероприятия плана с начала года направили почти 139 млрд руб., но более трети этой суммы пришлось на апрель. Суммарные вложения за июнь и июль оказались примерно равны прошлогодним.
  • С конца мая планируемые расходы на комплексный план снизили еще на 10 млрд руб., до 361 млрд руб. При этом пострадали три федеральных проекта: «Северный морской путь» (снижение на 4,5 млрд руб., или на 11,3 %), «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» (на 4,3 млрд руб., или на 13,2 %) и «Внутренние водные пути» (на 1,6 млрд руб., или на 4,4 %). Но даже сокращенный объем расходов на комплексный план все еще выше предусмотренного в начале года (337 млрд руб.).
  • Уменьшение или существенное замедление вложений в национальные проекты (без учета комплексного плана) пока не наблюдается: в январе — июле 2020 года в них поступило 812 млрд руб. против прошлогодних 614 млрд руб. За семь месяцев 2020 года бюджетное исполнение нацпроектов (без комплексного плана) составило около 45 %: почти столько же, сколько и в 2019‑м.
  • Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — пока единственный, которому заметно увеличили «потолок» расходов в кризис: в конце мая он составлял 104 млрд руб., а теперь — 118 млрд руб. Но и этот объем меньше федеральных вложений в 2019 году (138 млрд руб.).
  • В июльском указе не упоминается ни комплексный план, ни его целевые показатели, однако корректировка последних в соответствии с новыми национальными целями все же не исключена. Влияние новых целевых показателей, касающихся инфраструктуры, в большинстве случаев можно оценить как нейтральное или негативное. Оно может коснуться проектов в телекоммуникациях и IT, городской среде и частично в экологии.
  • Наиболее защищенными в условиях неясности и нестабильности планов по будущему финансированию нацпроектов остаются концессии. Однако их потенциал и в комплексном плане, и в остальных нацпроектах по‑прежнему не раскрыт. Основная часть вложений государства в инфраструктуру последние полтора года проходила через госконтракты, заказы госкомпаний и субсидии.

Читайте полную pdf-версию обзора, а также другие аналитические материале на сайте infraone.ru.