По моему скромному мнению, лучшие фильмы снимались в советское время. Пересматривая их, понимаешь, что главное в фильме — это правильно подобранные актёры. Ну и, конечно, режиссёр. А все спецэффекты — это второстепенное.
Хотя, многие советские фильмы и сейчас выглядят на высоком уровне, благодаря продуманным костюмам, декорациям, музыке.
Например «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — с таким уважением к чужой стране и культуре он снят, что Василий Ливанов стал единственным актёром из СССР, награждённым орденом Британской империи. Или «Д`Артаньян и три мушкетера» — с уважением к истории и героям Франции. И даже в сериале «17 мгновений весны» немцы не обезличены, у каждого прописан характер.
Наши идеологические противники не отвечали нам взаимностью, изображая в своих фильмах Советский Союз обителью зла или просто напичкивая их клюквой (т. е. стереотипными представлениями, типа медведи, зима, водка, борщ, балалайка, шапка-ушанка и т.д.)
Им нужно было показать превосходство капиталистического строя над коммунистическим. А как это сделать? Нужно изобразить людей, страдающих под тяжким гнётом тоталитарного диктатора и вездесущей НКВД (КГБ), отсутствие свобод, нищету, безрадостность и серость.
А с 1991-го к усилиям наших "геополитических партнёров" по очернению советского периода, присоединились и отечественные кинопроизводители. Им нужно было доказать зрителям, что переход к демократии и рыночной экономике был всем во благо.
Моё небольшое исследование: Чем отличается кино 1981 и 1991 годов?
В 90-х это получалось не особо успешно. Государственное финансирование киноиндустрии, как и других отраслей экономики поменявшей рельсы, было урезано. А представители новоиспечённого частного капитала в малиновых пиджаках пока ещё не видели необходимости вкладываться в пропаганду капитализма. В то время у них были другие заботы.
Но, с началом нового века, стали появляться деньги и у российских киноделов. Финансирование было разное — от западных грантов, до субсидий из бюджета. Но цель по прежнему одна — уничтожение светлой памяти о советском прошлом и замена её новыми образами.
Какой класс на кино деньги даёт — тот музыку и заказывает. Было бы удивительно, если бы они снимали хорошие и правдивые фильмы о советской эпохе. У прихватизаторов вся мифология основана на том, что СССР был Мордором, из которого они нас освободили.
С особенным усердием машина пропаганды трудилась над военными фильмами. «Штрафбат», «Сволочи», «Утомлённые солнцем-2» — список длинный. А при попытке вспомнить фильмы постсоветского периода, в которых советский строй не поливался бы грязью, получается составить совсем небольшой список:
«28 панфиловцев» — хороший фильм про оборону Москвы, который вспоминают чаще других, потому, что деньги на него собирали всем народом. Но, в результате, советский строй там, вообще, обойдён вниманием. Вероятно, потому, что значительную сумму на производство фильма выделил министр культуры Мединский.
«Брестская крепость» — единственный постсоветский фильм, где НКВД не измазали грязью, а выставили настоящими героями, защищающими свою Родину до конца. Правда в титрах одного из офицеров всё-таки "репрессировали", сказав, что он из немецкого лагеря попал сразу в советский. Почти правда. Так и было, только попал он в советский лагерь на службу, а не в качестве заключённого. Но, если не придираться, то этот фильм о войне — лучший из современных.
Из неплохих военных ещё есть: « В августе 44-го», «Звезда», «Я – русский солдат», «Мы из будущего». И, можно сказать, всё. Но в 2019-м вышло ещё сразу два достойных фильма о войне — «Солдатик» и «Сестрёнка».
Отдельно можно отметить невоенный фильм «Территория», снятый по одноимённому роману Олега Куваева большим уважением к СССР. Чего не скажешь о таких фильмах, как «Время первых» или «Движение вверх».
Но все эти фильмы — капля в море массовой антисоветской пропаганды за последние тридцать лет в кино и на телевидении.
Мои обзоры фильмов:
«Брестская крепость»
«Территория»
«Солдатик»