Чему учит (коротко)
Авторы фильма «Платформа» явно хотели показать некую пародию на современное общество, изобразив тех, кто находится на разных уровнях «пищевой пирамиды». Но набор персонажей фильма и их поведение в большей степени отражают не реальную жизнь, а идейную пустоту и нравственную деградацию самих создателей этого кино, которые не видят в окружающем мире ничего кроме сумасшествия и жестокости.
Мнение (подробно)
Место, где происходят события, выбрано достаточно интересно – бесчисленное множество вертикально расположенных комнат с дырой посередине. По этой дыре плавает платформа, наполненная всевозможными блюдами, количество которых уменьшается от этажа к этажу. Естественно, чем ниже – тем сложнее с пропитанием.
Но вместо того, чтобы показать историю про «не хлебом единым…», авторы фильма всё существование обитателей этого странного места свели только к вопросу еды, плотских утех и инстинкта доминирования в его самых грубых формах. Никаких человечных отношений не показали – сплошное насилие, грязь и вражда. По сути, на этажах этой «тюрьмы» находятся не люди, а человекообразные животные, занятые выживанием любой ценой.
Конечно, некоторые из персонажей пытаются заговорить о солидарности или помощи ближнему (при этом они не особо похожи на «Данко с горящим сердцем» - ни внешне, ни по поведению), но окружающие их «люди» отвечают им только скептицизмом и подлостью. По сути, в фильме безальтернативно царят порядки «человек человеку волк» - что на верху пищевой пирамиды, что в её самом низу. И даже в среде тех, кто проводит этот жестокий эксперимент, - к чему отсылают отдельные флешбэки с историями героев. Никакого объединения, никакого коллективизма, никакой чистоты.
«Коммунистов здесь не любят», - говорит один из персонажей. Но в показанной вселенной фильма нет места ни то что коммунистам, но даже просто нормальным людям.
С учётом таких декораций, попытка главного героя по имени Горанг исправить ситуацию скорее напоминает сумасшествие – как по логике его поступка, так и по тому, как всё происходит - чтобы сохранить еду для нижних этажей, ему приходится убивать постояльцев верхних этажей.
При этом и сам Горанг, мягко говоря, не тянет на то, чтобы назвать его «примером для подражания» и уж тем более «спасителем». Поначалу, оказавшись в тюрьме, он делает несколько робких попыток призвать окружающих к человечному поведению – но довольно быстро бросает это дело. Спустя некоторое время он сам опускается до местных порядков и начинает вести себя как свинья: жрать за троих, швыряться едой, мастурбировать и т.д. Затем Горанг оказывается в роли жертвы, но ему удаётся спастись, и в приступе ярости он потрошит тело своего обидчика, после чего питается его плотью, чтобы выжить. И лишь в самом конце фильма главный герой совершает свой подвиг по спасению «утопающих» – естественно, методами угроз и запугивания, ведь всё остальное по замыслу создателей картины не даёт эффекта. В результате так называемый «хэппи-энд» тонет в обилии крови и боли, которыми пропитан весь фильм.
После просмотра «Платформы» в голове всплывает только один вопрос - к чему вызволять обитателей этой «темницы», если они все готовы перегрызть друг другу глотку? А учитывая, что в фильме показана аллегория на современное общество, то в целом остаётся ощущение пустоты и депрессии.
Посыл зрителю получается примерно такой: «даже не пытайся помочь окружающим - ничего хорошего из этого не выйдет».
При этом сама тема ведь важная – сделать пародию на капиталистическое общество, с его возведённым в разряд нормы принципом «культурного паразитизма». Многие уже увидели зубастый оскал мира денег, но высветить перед широкой аудиторией его звериную сущность всё равно полезно - многие задумаются. Однако нельзя это делать в режиме «вы все мрази, и ничего другого не заслуживаете».
Обман этого фильма в том, что в изображённой проекции нашего общества не нашлось места ничему высокому и человечному, чего на самом деле много в реальности. Ведь значительная часть обычных людей живёт нормальной жизнью – создают семьи, растят детей, трудятся. Многие представители молодёжи стараются реализовать себя в профессиональной сфере и принести пользу окружающим. Растёт потенциал волонтёрских организаций, общественных движений. Интернет предоставляет каждому доступ к знаниям, которые раньше были уделом избранных.
То есть, правда жизни в том, что, хотя капитализмом и потребительством многим и замусорили мозги, но общество постепенно изживает эту разрушительную идеологию, ища или формируя ей альтернативы. Однако эту созидательную сторону как раз и не показали в картине. Зато авторы в полной мере раскрыли тему каннибализма, суицидов и садизма, подсластив полуторачасовой ужас сладкой «пилюлей» про спасение ребёнка.
В результате фильм «Платформа» гораздо в большей степени формирует у зрителей депрессивные настроения и погружает их в уныние, вместо того, чтобы призывать двигаться в сторону человечности. И остаётся только удивляться тому, каким образом картина получила высокую оценку официальных критиков и набрала больше 7 баллов на КиноПоиске.
___________________________________________________________________________
По этой ссылке вы можете поставить отметку «Нравится/Не нравится» написанной рецензии, оценить сам фильм и написать на него свой отзыв или свою рецензию: https://kinocensor.ru/movie/platforma-13773
#Платформа #Рецензия #КиноЦензор