Это полезно знать всем родителям. Многие психологи используют графические тесты для определения развития ребёнка. Иногда по рисунку можно считать и эмоциональное состояние малыша. Для статьи и вообще активно в жизни использую книгу Марии Озеровой «О детском рисовании».
Можно применять эти рекомендации не только для понимания, готов ли ребёнок к школе, или как он переживает стресс, но и вовремя направить, помочь ему развить его способности. Сегодня я в общих словах хочу описать стадии детского рисунка, сами графические тесты заслуживают отдельной статьи, так как достаточно объемные.
Примерная периодизация изменений в детском рисунке
Некоторые исследователи рисунка предлагают рассматривать добавление деталей к изображению человека в соответствии с возрастом ребенка, по годам (например, см. Шванцара Л. и Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития / Под ред. Й. Шванцара. — Прага, Авиценум, 1978). Такая классификация интересна, но нередко затруднительна. Некоторые дети вводят дополнительные детали в изображение еще на стадии головоногов, а другие — только когда рисуют человека со всеми частями тела.
Тем не менее эту периодизацию можно использовать для опоры.
Четыре года:
туловище изображается чаще всего в виде круга или овала (возможна и другая фигура). Голова соединена непосредственно с туловищем. Ноги расставлены, связаны с линией туловища. Пропорции неправильные.
Пять лет:
в изображении появляются детали — уши, волосы, головные уборы, одежда. Персонажи приобретают пол, мужские и женские фигуры рисуются по- разному.
Шесть лет:
уточняются пропорции. Руки присоединяются к туловищу на высоте плеч, может быть изображена шея. В одежде заметны мелкие детали (пуговицы, карманы).
Семь лет:
переход от постоянного изображения в анфас к полупрофилю и профилю. Формы и пропорции правдоподобные.
Восемь лет:
шею, плечи и руки рисуют непрерывной линией.
Девять лет:
ноги могут изображать движение, позы изменяются.
Одежда украшается деталями, делаются попытки нарисовать складки и т.п.
Десять-одиннадцать лет:
появляется перспектива, стремление передать объем, накладывать тени. Формирование рисунка заканчивается, далее он лишь совершенствуется.
Изображение человека столь важно для ребенка и так хорошо отражает его развитие и психическое состояние, что существует несколько проективных методик с использованием этого образа.
Когда бить тревогу
Но и без детальной интерпретации рисунка родителям стоит посоветоваться со специалистом, если:
— ребенок старше четырех лет вообще не рисует человека;
— ребенок пяти лет все еще рисует «головоногов»;
— на лице нарисованного человека по стоянно отсутствуют важные детали (особенно глаза) или глаза изображаются закрытыми и невидящими;
— лица у персонажей всегда грустные;
— ребенок, который рисовал человечков, вдруг перестал это делать и регулярно отвечает отказом на просьбу изобразить кого-нибудь.