Найти тему
Ольга Осипенко

Как определить психическое развитие ребёнка по его рисунку

Это полезно знать всем родителям. Многие психологи используют графические тесты для определения развития ребёнка. Иногда по рисунку можно считать и эмоциональное состояние малыша. Для статьи и вообще активно в жизни использую книгу Марии Озеровой «О детском рисовании».

Можно применять эти рекомендации не только для понимания, готов ли ребёнок к школе, или как он переживает стресс, но и вовремя направить, помочь ему развить его способности. Сегодня я в общих словах хочу описать стадии детского рисунка, сами графические тесты заслуживают отдельной статьи, так как достаточно объемные. 

Примерная периодизация изменений в детском рисунке

Некоторые исследователи рисунка предлагают рассматривать добавление деталей к изображению человека в соответствии с возрастом ребенка, по годам (например, см. Шванцара Л. и Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития / Под ред. Й. Шванцара. — Прага, Авиценум, 1978). Такая классификация интересна, но нередко затруднительна. Некоторые дети вводят дополнительные детали в изображение еще на стадии головоногов, а другие — только когда рисуют человека со всеми частями тела.

Тем не менее эту периодизацию можно использовать для опоры.

Четыре года:

туловище изображается чаще всего в виде круга или овала (возможна и другая фигура). Голова соединена непосредственно с туловищем. Ноги расставлены, связаны с линией туловища. Пропорции неправильные.

Пять лет:

в изображении появляются детали — уши, волосы, головные уборы, одежда. Персонажи приобретают пол, мужские и женские фигуры рисуются по- разному.

Шесть лет:

уточняются пропорции. Руки присоединяются к туловищу на высоте плеч, может быть изображена шея. В одежде заметны мелкие детали (пуговицы, карманы).

Семь лет:

переход от постоянного изображения в анфас к полупрофилю и профилю. Формы и пропорции правдоподобные.

Восемь лет:

шею, плечи и руки рисуют непрерывной линией.

Девять лет:

ноги могут изображать движение, позы изменяются.

Одежда украшается деталями, делаются попытки нарисовать складки и т.п.

Десять-одиннадцать лет:

появляется перспектива, стремление передать объем, накладывать тени. Формирование рисунка заканчивается, далее он лишь совершенствуется.

-2

Изображение человека столь важно для ребенка и так хорошо отражает его развитие и психическое состояние, что существует несколько проективных методик с использованием этого образа. 

Когда бить тревогу 

Но и без детальной интерпретации рисунка родителям стоит посоветоваться со специалистом, если:

— ребенок старше четырех лет вообще не рисует человека;

— ребенок пяти лет все еще рисует «головоногов»;

— на лице нарисованного человека по стоянно отсутствуют важные детали (особенно глаза) или глаза изображаются закрытыми и невидящими;

— лица у персонажей всегда грустные;

— ребенок, который рисовал человечков, вдруг перестал это делать и регулярно отвечает отказом на просьбу изобразить кого-нибудь.

головоног
головоног