Для кого построили дом? Правда ли, что изначально здесь планировали Сталинскую высотку? Откуда в Москве у этого здания есть брат-близнец? Неужели квартиры здесь располагаются так, что к соседям можно попасть, не выходя на лестничную площадку? А также - кто из высшего партийного руководства здесь жил, и сколько стоит купить здесь квартиру в наше время? Об этом и не только расскажу сегодня.
Кому понадобился такой большой дом
Постройку масштабного жилого дома заказали в хозяйственном Управлении Делами Совета министров #СССР . В нём ведомство хотело поселить своих сотрудников. Место между Фрунзенской набережной и будущим Комсомольским проспектом выбрали неслучайно. С одной стороны, тогда это была окраина города. С другой - путь до центра Москвы занимал совсем не много времени.
Комсомольский проспект начали проектировать ещё в 1930-х. Тогда он назывался проспектом Дворца Советов. Возведение некоторых домов удалось осуществить ещё до Великой Отечественной. Построили несколько зданий, которые изначально именовались "Кварталом №6". Саму магистраль стали делать только в 1950-х. Таким образом, жилая застройка появилась раньше, чем сам проспект.
Проект дома №50 на Фрунзенской набережной воплотила в жизнь группа архитекторов во главе с Яковом Белопольским и Евгением Стамо. Белопольский позже прославился соавторством в проектах монумента "Родина-мать зовёт!" в Волгограде, здания цирка на проспекте Вернадского, а также памятника Юрию Гагарину на Ленинском.
Евгений Стамо впоследствии разработал знаменитые круглые дома-бублики на Нежинской и улице Довженко в 1970-х. Участвовал в проекте здания на Фрунзенской набережной и ещё один изобретатель панельного жилья: Виталий Лагутенко. Тот самый, который придумал первые панельные хрущёвки. Он консультировал архитекторов по расчётам сборного железобетонного каркаса.
Недостроенная высотка, или близнец дома на Ломоносовском проспекте
Внешне здание на Фрунзенской набережной - практически точная копия дома для преподавателей МГУ (Ломоносовский проспект, 14). То есть архитекторы просто воплотили уже существующее на тот момент здание. Дома действительно трудно отличить, особенно со двора. Когда я первый раз попал на территорию дома №50 на Фрунзенской набережной, было жуткое дежавю. Однако существует и другая версия. Якобы изначально сооружение должно было стать ещё одной Сталинской высоткой. Такой же, как дом на Котельнической набережной или на Кудринской площади.
Но в планы строителей вмешалась природа. Почвы в этой местности оказались настолько проблемными и неустойчивыми, что просто не выдержали бы столь массивной конструкции. Даже для строительства существующего здания подняли поверхность с помощью насыпного грунта на 2 метра. Так что к этой версии можно относится, скорее, как к легенде. Документальных подтверждений хотя бы в виде эскизов у неё нет.
В итоге здание получилось разной этажности. В боковых крыльях 10. В центральной части - 14. Там же что-то вроде двух небольших башен, где дополнительно ещё два этажа. Закончили строительство в 1956 году. Несмотря на то, что борьба с архитектурными излишествами в то время уже активно велась, в здании на Фрунзенской набережной их достаточно много. Но не так, конечно, как в Сталинских высотках.
Двери между квартирами и слышимость, как в "хрущёвке"
С тем, что дом закончили строить уже после смерти И.В. Сталина, скорее всего, связана ещё одна странность. Многие квартиры соединены между собой. То есть существует маленькая дверь из одой в другую. Обычно она располагается на кухне и является проходом из трёхкомнатной квартиры в однокомнатную. Многие собственники проём заделали, а на его место поставили холодильник. Какими бы хорошими не были ваши соседи, никому не хочется, чтобы они находились настолько близко.
Возможно, изначально в #квартирах планировали больше комнат или небольшое жильё для прислуги. А когда началась борьба с излишествами, квартиры разделили, чтобы увеличить их количество. Интересен и тот факт, что слышимость в доме очень хорошая. Практически, как в "хрущёвках". Довольно странное обстоятельство. Сталинские здания обычно этим не грешат. Видимо, кому-то было нужно знать всё, что происходило внутри.
И неудивительно, ведь жили в доме, как правило, люди непростые. В основном номенклатурная элита. Например, здесь была квартира у Л.М. Кагановича, В. М. Молотова, Г. М. Маленкова и др. Также жильё в доме часто получали заслуженные актёры. Так в доме №50 живёт Наталья Фатеева. Хотя были и относительно простые жильцы. Иногда квартиры давали рядовым сотрудникам Совета Министров СССР.
Космические цены
Всего в доме около 600 квартир и 14 подъездов. В каждом - по два лифта, которые останавливаются на разных уровнях. На вид всё вполне обычно для сталинского дома. Особых украшений нет. Как правило, на этаже располагается по 4 квартиры.
Надо сказать, что изначально инфраструктуру продумали хорошо. Для жителей в доме предусмотрели ясли, детский сад, библиотеку. Сделали футбольный стадион, на котором до сих пор играют и тренируются каждый день. Сейчас он носит имя футболиста Гавриила Качалина. Территорию около дома хорошо озеленили. Также в пешей доступности находилось много магазинов. Однако со временем, ситуация стала хуже. Сейчас купить продукты поблизости не так просто. Нужно пройтись хотя бы до Комсомольского проспекта.
В целом, место довольно приятное. Не чувствуешь себя в мегаполисе. Все здороваются друг с другом и ведут себя доброжелательно. Конечно, квартиры в этом доме стоят очень дорого. На сайтах по продаже недвижимости за двухкомнатную квартиру в августе 2020 года (на момент написания статьи) могли запросить и больше 25 млн рублей. Если вы захотите, например, 4-комнатную, то цена будет и вовсе минимум 50 млн рублей. А сейчас небольшие изменения стоимости на март 2024 года. Четырёхкомнатная продаётся уже по 70 млн рублей. Трёшка - около 50 млн; двушка - 31.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!