В США существует чётко работающая система взаимодействия с детьми с различными сложностями в обучении. Многие дети с разными диагнозами учатся в самых обычных школах, но по специально разработанному индивидуальному плану. Иногда это классы со своей программой в обычных школах, но есть и школы для детей со сложностями в поведении. (О них я расскажу в следующей статье)
Итак по порядку ( порядок хорошо изложен в книге Сильвермана "Успех в школе для детей с высокофункциональным аутизмом")
· Если ребенок испытывает сложности с обычной школьной программой, то на первом этапе по инициативе учителя или родителя созывается митинг для обсуждения проблемы.
Я участвовала в таких собраниях примерно раз в полгода. Проходят они достаточно формально. Перед митингом тебе присылают все документы по встрече, уточняют нужен ли тебе переводчик, удобное ли время и обязательно спрашивают хочет ли ученик присутствовать на такой встрече. На самом митинге изучают успеваемость и посещаемость, учителя по очереди высказываются о том, какие проблемы у них были с данным учеником. Всегда есть ведущий, который вносит предложения и подводит итог встречи. Разговоров не по теме не было ни разу.
А недавно я попала на встречу с директором нашей московской гимназии. Это был час демагогии и демонстрации своей значимости. Послушав всё это некоторое время я извинилась встала и ушла. Наверное нам стоило бы поучиться у американцев уважать время других. Хотя и им явно не хватает личной вовлеченности, которая свойственна больше нашим людям.
· На следующем этапе, если был сделан вывод о том, что у учащегося имеются существенные проблемы, назначается детальное тестирование ребенка для выявления проблемных зон не только по предметам, но и по поведению: коммуникабельности, самообслуживанию, адаптации и социальным навыкам. Тестирование длится несколько недель. Каждый учитель вносит свои данные, психолог суммирует всё это и назначается новый митинг.
· Повторная встреча у нас получилась только через 3 месяца. Сложно состыковать время, чтобы всем подходило. Весь процесс может занять год. На новой встрече анализируются результаты тестирования и решается, есть ли у ребенка отклонения, которые требуют вмешательства школы и если да, то какую программу ему необходимо дать.
Ребенку могут назначить 504й план или индивидуальный образовательный план IEP. Основная разница в том, что по IEP по идее должны быть индивидуальные специалисты, которые помогают ребёнку. Они могут находиться в классе во время занятий, и ребёнок в любой момент может к ним обратиться, они ему помогают с заданиями. Это более затратно для школы, поэтому такую помощь сложнее получить. Многие годами доказывают, что это ребенку необходимо.
· После того, как ребенку назначили индивидуальный план, на следующем этапе начинается разработка документа о проблемах, методах их решения и целях. Принимается решение о том, какие услуги предоставить ученику в школе, чтобы ему было легче учиться.
Например, чтобы снизить страх перед учебным заведением мне предложили встречать сына у школы. В любое время он имел право покинуть класс и пойти в комнату отдыха или к инструктору. По документу (смотри фото) ему выделили специальных педагогов для помощи в классе.
Я уверена, что сама идея очень полезная и правильная. Многим детям нужен специальный подход и такая система. В нашем случае он больше остался на бумаге. Кроме документов, должен быть реальный душевный человек, который помогает. В американской школе, где учится одновременно 5000 учеников, все достаточно протокольно. Индивидуальная работа в такую систему не вписывается. Конечно, бывают разные ситуации, специальные классы, где это работает лучше.
В США существуют консультанты по образованию, которые помогают разобраться в этой довольно сложной системе и получить необходимую ребёнку программу. Они принимают участие в собраниях, выступая в защиту интересов семьи. Если вы хотите узнать больше по этой теме, пишите в комментариях, я постараюсь ответить. Напишите в был ли у вас опыт получения таких программ и на сколько он был успешен. Скоро статья дисциплинарной школе.