Оказывается, реклама в СССР была!
Смотрю за завтраком двухсерийный детектив (1970 год, Молдова-фильм). Звонит подруга. Говорю ей, дожевывая бутерброд, что показывают старенькую «Кражу».
- Так там Вертинская с моей косой!
Да нет, говорю, тут Марцевич, музейный работник в белых штанах, и молоденькая Ирина Азер со своими губами без пластики. И она – блондинка!
Выясняем, что есть другая «Кража». Тоже двухсерийная. В обеих снимался, кстати, Олег Борисов. Та, где Катина коса - по пьесе Джека Лондона, вышла в 1982 году.
А история была такая.
Катина мама по окончании ГИТИСа работала в ... «Союзрекламфильме». Была, оказывается, такая студия в СССР. Снимались там рекламные ролики, и маленькую Катю задействовали там, что называется, в хвост и в гриву.
- А что рекламировали-то?!
Подруга пустилась в бессистемные воспоминания:
- Когда мне лет десять было, помню, на катере снималась. Там мои волосищи как раз развеваются. Под слоган «Покупайте катера и яхты!» Мы рекламировали семейный катер «Амур»...
- Яхты? Амур?!
- Река Амур, а не то, что ты подумала.
- У тебя фотографии какие-то остались?
- Где-то ролик есть, но он на пленке. Ааа... Кажется, есть снимки, где я вся, перепачканная пастой, рекламирую зубную электрощетку.
- В 70-е были электрощетки?
- А то!
Я вспомнила свой чудесный электромассажёр тех же лет выпуска, который жив до сих пор и даст фору любому импортному, и поверила. Тем более, что с риском опоздать на работу, Катя тут же подогнала доказательства.
- Помню еще съемку, как с дивным парнем комнату пылесосом пылесосили... А когда уже студенткой была, в карденовских платьях по горбатым мостикам на Яузе порхала. Один наш ролик даже первое место на каком-то фестивале получил...
- Карденовские платья в 80-е были?!
- Да. Они у нас даже дома лежали. Мы же рядом живем.
**********
Готовить Катю к съемкам приезжала гримерша с киностудии Горького. Однажды она пожаловалась, что работает на «Краже», и они никак не могут «Насте волосы подобрать». И мама вспомнила, что у Кати есть большая толстая коса. Надо было ехать в лагерь в Анапу. Они поняли, что девочка со своей гривой там не справится. Тихо сбегали в салон на улицу Обуха и отстригли.
- Отец был в гневе! А матери, наверное, десятку заплатили.
Но что сделано, то сделано. И теперь та коса идеально подошла для шиньонов Вертинской.
Почему-то в связи с названием фильма и вспыхнувшими эмоциями Катя вспомнила историю, которая произошла с ней накануне. Она ездила на поминки, которые затянулись из-за тропического ливня, не дававшего разъехаться. Дома ждала мама (девятый десяток, после инсульта), знавшая женщину, которая ушла в лучшие миры. На столе стояли красивые запотевшие бутылки водки. Катя с соседом поминали легким винцом. А батюшка напротив неустанно подливал себе прозрачную жидкость.
- Ничего себе батюшка бухает, - прошептал сосед. И когда они уже поднимались, сосед предложил взять по бутылочке домой. Мол, пусть и мама помянет. К их изумлению, официанты радостно позволили им это сделать. Ну, конечно, стол-то оплачен, подумали гости.
И мама обрадовалась. Разбавила водку святой водой, перекрестила и опрокинула стопку. Уснула довольная, как младенец.
- Думаю, и мне надо как-то совесть успокоить. Все-таки умыкнула бутылку с поминального стола.
Махнула рюмашку. И поняла – они с соседом просто не захватили очки.
- Я даже этикетку на память сфотографировала. Посмотри. Это же песня!
А маму подкосила волшебная сила воображения. Искусства, стало быть, которого ей давно не хватает.
Вот какие воспоминания порождает показ доброго старого кино.
И тут я поняла, что с «Кражей» Марцевича и Азер меня лично связывает одна забытая история. О ней – в следующей части. Чтоб не распыляться.