После статьи про новый шелковый путь получил кучу негативных отзывов про то, что мост через море это перебор. На самом деле, современные технологии вполне позволяют такое сооружение. Причины в его отсутствии в другом. Но давайте по порядку.
Каспийское море, по факту являющееся бессточным озером, хоть и считается крупнейшим по площади, но вовсе не океан с километровыми глубинами. Кроме того, имеет вытянутую форму, и в самом узком месте до Баку по воде немногим более 300 км. Для сравнения, Крымский мост имеет длину 18 км, с подходами все 20. Пять Крымских мостов уже будет сотня, состыковать их не выглядят проблемой, верно? А пятнадцать? Сложно, но реально.
В отличие от Черного и Средиземного морей, дно Каспия на этой широте не имеет обрывов континентального шельфа в бездну, а следовательно и сверх глубоких мест. Максимальная глубина на возможном маршруте 140 метров. Причем это в самой его середине, и участок этот не продолжительный. Можно ли построить мост для такой глубины? Российские инженеры говорят нет. А вот китайские (которые уже хренову тучу мостов понастроили) утверждают обратное и предельной считают глубину 170 метров. Наверное, еще они не хотят быть расстреляными за растрату общака китайских товарищей. То есть я бы этим ребятам верил.
Что у них там, хорошего, на бумаге?
Прибрежное относительное мелководье составит основную часть маршрута. Этот факт в свое время не остановил даже советских инженеров прошлого, запиливших на сваях целый городок нефтянников посреди моря. С технологиями, сильно уступающими современным. Так что самый проблемный участок не такой и большой в самой середине моря.
Еще один фактор, Каспий теплое море. Лед можно увидеть только зимой на севере, ближе к дельте Волги, где более пресная вода. В месте потенциального маршрута температура воды не бывает меньше 5 градусов, и вода более плотная из-за соли , а значит температура замерзания у нее еще меньше . Это значит, что потенциальный мост не нужно защищать от льдов, что упрощает его создание .
И еще один любопытный факт - маршрут пролегает через центры добычи полезных ископаемых, что потенциально вызывает экономический интерес, ибо проложить дорогу к вышке посреди внутреннего озера будет значительно проще, чем подогнать к ней здоровый танкер (а вернее, к порту прибрежного НПЗ, которого тут нигде нет, ибо нафига во внутреннем водоеме океанские танкеры нужны), только все это бесполезно, в старенький Волго-Донский канал ни один танкер не влезет, да и не пустят, если б даже влез.
А что плохого?
Таких мостов еще никто никогда раньше не строил. Оценка затрат 16-20 лярдов вечнозеленых в самом простом варианте. Это по оценкам наших китайских друзей . Но это не лучший вариант, ибо самый простой окупаться будет полвека, а регион, внезапно, не стабильный и сильно изменчивый. А цифра уже безумная. В то же время , что бы это окупилось гораздо быстрее, строить надо 3 в 1: автодорогу, жд линию и нефтепровод. Если авто и жд мосты в одном лице встречаются, то сунуть туда еще и нефтепровод идея так себе из соображений безопасности. Но без него совсем грустно и теоритически это возможно. А ответвления на места разработки полезных ископаемых добавят сложности и стоимости, но они пригодились бы.
И тем не менее, думается мне, что только эти сложности наших китайских друзей хрен бы остановили. А что же останавливает? Два момента.
Первый - этот шелковый путь проходит через Афганистан. А там наши западные партнеры. Возьмет какой-нить отдельно взятый кишлак и устроит внезапную оранжевую революцию лет через... Ну, от внезапной любви к идеям равенства и братства. Это помимо агрессивного местного разношерстного населения со всеми вытекающими в виде Калашей и РПГ. И хотя Китай запустил свой нос в Афган дабы навести там порядок... Не мне тебе рассказывать, ты все уже понял.
С другой стороны, китайцев а) дохрена, их не очень жалко и б) их армии боевой опыт пригодился бы. Но вот второй момент - эта страна. Которая за мир во всем мире. Ну та, которая единственная в мире в 21-м веке приросла в размерах на пару регионов от этого миролюбия. Вместе со своими азиатскими сателлитами и дружбаном Ираном, нагло крышуют регион. С некоторыми поправками ессно, но в целом, островки вроде гордых Азербайджанов особой погоды не делают. Ей этот мост - как кость в горле, и нафиг не нужен, так как в этом случае все затеи с БАМом и СМП резко теряют в профите. Учитывая специфику региона, этот мост просто так бы долго не простоял.
Таким образом, мой любознательный друг, строительство этого моста ограничивают вовсе не технологии, а геополитика. Как и многое другое. Так что пусть Китай острова строит дальше и американцев троллит. На это хотя бы забавно со стороны посмотреть, так что запасаемся поп корном и кока-колой. Китайцы трофейной подгонят по дешевке, они такое не очень любят.