Найти тему
Добрый Вытрезвитель

Мост через Каспийское море. Это не утопия.

Оглавление

После статьи про новый шелковый путь получил кучу негативных отзывов про то, что мост через море это перебор. На самом деле, современные технологии вполне позволяют такое сооружение. Причины в его отсутствии в другом. Но давайте по порядку.

Примеры, пусть и не на такую длину, имеются.
Примеры, пусть и не на такую длину, имеются.

Каспийское море, по факту являющееся бессточным озером, хоть и считается крупнейшим по площади, но вовсе не океан с километровыми глубинами. Кроме того, имеет вытянутую форму, и в самом узком месте до Баку по воде немногим более 300 км. Для сравнения, Крымский мост имеет длину 18 км, с подходами все 20. Пять Крымских мостов уже будет сотня, состыковать их не выглядят проблемой, верно? А пятнадцать? Сложно, но реально.

В отличие от Черного и Средиземного морей, дно Каспия на этой широте не имеет обрывов континентального шельфа в бездну, а следовательно и сверх глубоких мест. Максимальная глубина на возможном маршруте 140 метров. Причем это в самой его середине, и участок этот не продолжительный. Можно ли построить мост для такой глубины? Российские инженеры говорят нет. А вот китайские (которые уже хренову тучу мостов понастроили) утверждают обратное и предельной считают глубину 170 метров. Наверное, еще они не хотят быть расстреляными за растрату общака китайских товарищей. То есть я бы этим ребятам верил.

Что у них там, хорошего, на бумаге?

Прибрежное относительное мелководье составит основную часть маршрута. Этот факт в свое время не остановил даже советских инженеров прошлого, запиливших на сваях целый городок нефтянников посреди моря. С технологиями, сильно уступающими современным. Так что самый проблемный участок не такой и большой в самой середине моря.

Дело рук сумрачного советского гения.
Дело рук сумрачного советского гения.

Еще один фактор, Каспий теплое море. Лед можно увидеть только зимой на севере, ближе к дельте Волги, где более пресная вода. В месте потенциального маршрута температура воды не бывает меньше 5 градусов, и вода более плотная из-за соли , а значит температура замерзания у нее еще меньше . Это значит, что потенциальный мост не нужно защищать от льдов, что упрощает его создание .

И еще один любопытный факт - маршрут пролегает через центры добычи полезных ископаемых, что потенциально вызывает экономический интерес, ибо проложить дорогу к вышке посреди внутреннего озера будет значительно проще, чем подогнать к ней здоровый танкер (а вернее, к порту прибрежного НПЗ, которого тут нигде нет, ибо нафига во внутреннем водоеме океанские танкеры нужны), только все это бесполезно, в старенький Волго-Донский канал ни один танкер не влезет, да и не пустят, если б даже влез.

По прямой не так и далеко
По прямой не так и далеко

А что плохого?

Таких мостов еще никто никогда раньше не строил. Оценка затрат 16-20 лярдов вечнозеленых в самом простом варианте. Это по оценкам наших китайских друзей . Но это не лучший вариант, ибо самый простой окупаться будет полвека, а регион, внезапно, не стабильный и сильно изменчивый. А цифра уже безумная. В то же время , что бы это окупилось гораздо быстрее, строить надо 3 в 1: автодорогу, жд линию и нефтепровод. Если авто и жд мосты в одном лице встречаются, то сунуть туда еще и нефтепровод идея так себе из соображений безопасности. Но без него совсем грустно и теоритически это возможно. А ответвления на места разработки полезных ископаемых добавят сложности и стоимости, но они пригодились бы.

И тем не менее, думается мне, что только эти сложности наших китайских друзей хрен бы остановили. А что же останавливает? Два момента.

Первый - этот шелковый путь проходит через Афганистан. А там наши западные партнеры. Возьмет какой-нить отдельно взятый кишлак и устроит внезапную оранжевую революцию лет через... Ну, от внезапной любви к идеям равенства и братства. Это помимо агрессивного местного разношерстного населения со всеми вытекающими в виде Калашей и РПГ. И хотя Китай запустил свой нос в Афган дабы навести там порядок... Не мне тебе рассказывать, ты все уже понял.

С другой стороны, китайцев а) дохрена, их не очень жалко и б) их армии боевой опыт пригодился бы. Но вот второй момент - эта страна. Которая за мир во всем мире. Ну та, которая единственная в мире в 21-м веке приросла в размерах на пару регионов от этого миролюбия. Вместе со своими азиатскими сателлитами и дружбаном Ираном, нагло крышуют регион. С некоторыми поправками ессно, но в целом, островки вроде гордых Азербайджанов особой погоды не делают. Ей этот мост - как кость в горле, и нафиг не нужен, так как в этом случае все затеи с БАМом и СМП резко теряют в профите. Учитывая специфику региона, этот мост просто так бы долго не простоял.

Таким образом, мой любознательный друг, строительство этого моста ограничивают вовсе не технологии, а геополитика. Как и многое другое. Так что пусть Китай острова строит дальше и американцев троллит. На это хотя бы забавно со стороны посмотреть, так что запасаемся поп корном и кока-колой. Китайцы трофейной подгонят по дешевке, они такое не очень любят.

Он чего-то знает. Но не говорит никому.
Он чего-то знает. Но не говорит никому.